В рамках регионального фестиваля СМИ «А мы из Пензы» (0+) в Лермонтовской библиотеке прошел семинар по теме «Качественные travel-тексты про свой город», который для журналистов провела корреспондент журнала National Geographic Анастасия Клепова.
По словам Анастасии Клеповой, в современном информационном пространстве существует острая нехватка текстов, посвященных российским городам и другим населенным пунктам.
«Ошибка — думать, что все информированы о том, как прекрасны «Тарханы», что все знают, что из Белинского района, например, Виссарион Григорьевич Белинский родом. На самом деле даже тех вещей, которые лежат на поверхности, люди не знают. И наша задача — чтобы конкретная местность, локация появилась в информационном поле. Не только когда в этом городе зарежут 10 человек и на всех каналах обязательно об этом расскажут, а с позитивной повесткой», — рассказала она.
Корреспондент National Geographic отметила, что, когда ищешь в интернете «достопримечательности Пензенской области», на разных сайтах встречаются лишь перепечатки одних и тех же текстов, а интересных и живых материалов о губернии крайне мало.
«Можно было бы объединить истории из разных регионов. Кроме самих местных жителей, никто не знает и никогда не расскажет, что у них происходит», — подчеркнула она.
Для создания качественного travel-текста о своем родном населенном пункте главное — уметь найти интересную историю, нужно стараться рассказать как можно больше, ведь именно СМИ сейчас решают проблему привлечения внимания к культурному наследию, его сохранения. И внимания не только туристов, но и местной, федеральной власти.
Анастасия Клепова в ходе мастер-класса рассказала о том, как ей удалось написать яркий материал о городе Велеше Псковской области, пробыв там всего 15 минут.
«Нужно было придумать концепцию, причем придумать ее в этакой «мясорубке», когда времени катастрофически не хватало. В этой обстановке мне нужно было найти глубокую тему, и я в Велеше ее нашла. Назвала ее «Стеной плача» и только потом поняла, насколько это далекоидущая метафора. Я нашла объявления, показывающие низкий уровень жизни местного населения, по ним было понятно, что город — глубоко провинциальный. Я сфотографировала их и уже дома начала обзванивать хозяев этих объявлений: продавцов запчасти от «Нивы» и лодки, местного актера-Деда Мороза. И из монологов этих людей, которых я никогда в жизни не видела, их рассказов о своем городе я создала материал», — сказала она.
Журналистка National Geographic отметила, что тексты о России зачастую пользуются меньшей популярностью, нежели материалы о путешествиях за рубеж.
«Люди сразу открывают тексты про Индонезию, а про Россию почему-то игнорируют. Сейчас существует колоссальная нехватка информации про нашу страну. Но на самом деле и такие тексты можно «скормить» тем, кто привык читать про Индонезию. Такая возможность есть, главное — попасть в струю. Сейчас, мне кажется, самое время заявить о вашем регионе», — призвала она.
Она ответила на вопрос местных представителей СМИ о том, как создать яркий материал, когда тема кажется банальной и скучной.
«Общение с экспертом может выручить «на безрыбье». Его знания могут повернуть материал совершенно в другую сторону, он может посоветовать обратиться к кому-то еще, и удастся открыть для себя много новых источников информации, по-иному взглянуть на собственный материал», — посоветовала гостья фестиваля.
Также Анастасия Клепова в ходе общения с аудиторией отметила, что в федеральных СМИ существует большая нехватка фотографий, связанных с путешествиями по России.
«Мы огромное количество текстов не выпускаем, потому что нечем их проиллюстрировать. Если у вас есть фотографы с большими базами, то можно зарегистрироваться на стоках и там реально продавать свои снимки, это очень востребовано. Мы исследуем кучу стоков, чтобы хотя бы что-то найти», — сказала она.
Журналистка предложила представителям пензенских СМИ обмениваться интересными темами и наработками, чтобы тексты об истории их родных мест, культуре и быте стали достоянием и гордостью всей России.
Фотография: Фото Анны Балашовой