Российские регионы задолжали бюджету и банкам около 2,3 триллиона рублей, а уровень собственных доходов в большинстве случаев пока не позволяет субъектам РФ рассчитаться с кредиторами. Как решить эту проблему? Об этом шла речь на «правительственном часе» в Госдуме.
До 150 тысяч рублей на гражданина
Финансовые отношения между федеральным Центром и российскими субъектами всегда были запутаны и неясны, причём преимущественно со стороны столичных властей. Достаточно сказать, что, как подчеркнул в своём докладе на «правительственном часе» заместитель председателя Правительства России Дмитрий Козак , 97 процентов региональных расходов формируются под прямым контролем центральных министерств и ведомств и по их решениям. При этом, передавая полномочия на местный уровень, в Москве очень часто не указывают, из каких источников их финансировать. Неудивительно, что провинциальные власти залезают в долги в попытках не допустить перебоев в медицинском обслуживании, сохранить систему образования, своевременно выплачивать зарплату бюджетникам.
Положение начало меняться пару лет назад, когда межбюджетные отношения были обозначены как приоритетная тема в работе и Федерального Собрания, и Правительства России. В январе 2017 года Президент РФ утвердил Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. В своём выступлении Дмитрий Козак представил депутатам объёмный и, что крайне важно, системный документ по так называемому модельному планированию расходов для всех регионов России.
Суть его — на основе данных о физиологических и социальных потребностях человека и с учётом климатических и территориальных особенностей той или иной местности были определены ориентировочные уровни региональных расходов. Для южных и центральных областей и республик России они составили 35—50 тысяч рублей, для территорий Дальнего Востока и Севера — до 150 тысяч рублей на человека. Эти расчёты приняли за норматив для каждого региона. Проведя инвентаризацию расходов консолидированного бюджета, выяснили, что 57 регионов не смогут покрыть рассчитанные по-новому расходы в 2018 году. А вот 28 республик и областей вполне состоятельны и обеспечат своих граждан нормативными выплатами: информация тем более приятная, что вплоть до последнего времени лишь 12 регионов числились по разряду доноров. Теперь их количество возросло, что повышает возможности для манёвра в пользу малообеспеченных.
В целом, как сообщил вице-премьер, дотации регионам предлагается увеличить в 2018 году на 3,5 миллиарда рублей, до 645 миллиардов 430 миллионов рублей. Остаются нераспределёнными примерно 215 миллиардов, которые будут направлены в те или иные регионы с учётом мониторинга их развития. Сбалансированность бюджетов будет укреплена примерно 100 миллиардами рублей дотаций, которые пойдут на то, чтобы регионы продолжили избавляться от весьма дорогой в обслуживании задолженности коммерческим банкам.
Но новая методика Правительства, составленная в лучших традициях стратегического планирования, не означает, что все изменения сведутся к раздаче денег из Москвы в провинцию. Определён порядок, при котором успешно развивающиеся регионы (30 лучших) будут получать не только гранты, но и весь прирост налога на прибыль выше запланированной. А это примерно 36 миллиардов очень не лишних рублей. Инициативные и деятельные губернаторы и главы субъектов могут проявить себя и при расчистке долгов, в которые вынуждены были залезать местные власти, выполняя обязательства. 748 миллиардов рублей по бюджетным кредитам будут реструктурированы в течение семи лет, при этом ежегодный платёж станет меняться от пяти процентов суммы долга в 2018-2019 годах до 20 процентов в 2021-2024-м. А для регионов, в которых налоговые и неналоговые поступления будут превышать уровень инфляции, показатели выплат ещё ниже, что, как подчеркнул Козак, означает списание долгов. Косвенная поддержка региональных бюджетов в этом случае составит 428 миллиардов рублей.
А что коммерческие, наиболее удушающие, долги? Дмитрий Козак сообщил о крайне важной договорённости с крупнейшими коммерческими банками-кредиторами: при переговорах о реструктуризации и новых кредитах процентная ставка будет определяться исходя из уровня ключевой ставки плюс один процент! На сегодня — 9,5 процента, это не 18-20 процентов, а то и больше, которые фигурировали в договорах займа вплоть до последнего времени!
48 процентов не работают
Но нехватка денег в регионах не сводится только к недостаткам в межбюджетных отношениях и плохо рассчитанному в ряде случаев диктату Центра. Весьма тревожные цифры привела Татьяна Голикова , председатель Счётной палаты. Даже при условии обильного финансирования из федерального Центра на основе модельных бюджетов весьма велика вероятность, что социальные обязательства, прежде всего в здравоохранении и образовании, могут быть не выполнены: доля консолидированного бюджета в валовом внутреннем продукте последовательно сократится с 12,6 в 2017 году до 11,3 процента в 2020 году. А это означает, что регионы получат меньше доходов.
По результатам проверки в субъектах Федерации Счётная палата выявила системные факты недофинансирования важнейших социальных сфер. В частности, по здравоохранению дефицит финансирования из региональных бюджетов составил 153 миллиарда рублей, количество льготных рецептов на жизненно важные лекарства соответственно уменьшилось на 2,1 миллиона, а их удельная стоимость возросла на 25 процентов. Причина, как считает Татьяна Голикова, в росте количества незанятых. Иными словами, предпринимателей, работающих в тени, которые игнорируют социальные и налоговые платежи, в полной мере пользуясь социальными бесплатными благами.
Таковых, по данным Счётной палаты, насчитывается около 48 процентов! Разумеется, никаких бюджетных доходов не хватит, если половина трудоспособных работает, а другая половина «висит» на их отчислениях в социальные фонды. Необходимо, по мнению председателя Счётной палаты, с учётом этой тенденции проинвентаризировать действующее законодательство, освободив его к тому же от отраслевого воздействия в пользу модельного планирования.
Как бы там ни было, процесс высвобождения региональных бюджетов из долгового плена начался. И начался очень обнадёживающе, с хорошо продуманной программы модельного нормативного планирования как составной части планирования стратегического, что беспрецедентно для экономики последних лет.