Новости города БезФормата.Ru
Пенза
Главные новости
 
Задать вопрос?

Заложники трубы. Дочка «Транснефти» требует снести в Кузнецке 25 домов

25 индивидуальных жилых домов в  городе Кузнецке Пензенской области оказались под угрозой сноса. Здания, расположенные вблизи нефтепровода, требует демонтировать  АО «Транснефть  — Дружба», ранее выигрывавшее аналогичные иски в  суде.

Нефтепровод под окнами

Система нефтепроводов «Дружба», построенная в  1960—1970-е годы, до  сих пор остается крупнейшей в  мире. Ее  протяженность на  момент создания составляла 8900 километров. Она проходит по  территории 13 российских регионов , в  том числе  — и  Пензенской области, после чего разветвляется на  два потока: по  одному из  них нефть идет в  Белоруссию, Польшу и  Германию, по  другому  — в  Украину, Чехию, Словакию и  Венгрию.

В  1973 году на  территории Кузнецка ввели в  эксплуатацию участок «Дружба-2» 321  км (вторую очередь нефтепровода строили, чтобы увеличить поставки нефти в  страны Восточной Европы, входившие тогда в  зону влияния СССР). В  Кузнецке трубы прокладывали рядом с  жилыми домами. Если 40 лет назад в  зоне работ их  было не  так много, то  сейчас это большой частный сектор, включающий улицы 1-я и  2-я Спортивная, 8  Марта, Зеленая, Шевченко, Целинная, Черняховского, Восточная, Циолковского, Молодой Гвардии. Застраивался он  в  период с  1962 по  2007 годы.

«Многие раньше ездили к  начальнику участка «Дружбы» и  брали разрешение  — такую маленькую бумажку, где было написано, что руководство нефтепровода не  возражает против строительства дома, так как безопасное расстояние соблюдено. С  этой бумагой потом шли в  исполком и  там уже выдавали окончательное разрешение»,  — рассказывает местная жительница Светлана Подмарева.



По  словам адвоката Ольги Александровой, которая представляет интересы кузнечан в  суде, «Дружба» примерно до  середины 90-х годов выдавала подобные разрешения. Местные жители утверждают, что в  них везде указывалось минимальное расстояние от  оси нефтепровода до  объекта капитального строительства  — 100 метров. Это требование было прописано в  строительных нормах и  правилах ( СНиП II-Д.10−62 ), действовавших на  момент запуска нефтепровода.

Претензии спустя 40 лет

На  потенциально опасное соседство кузнечане никогда не  жаловался. Только летом 2016 года они заметили, что на  нефтепроводе идут работы. С  чем они связаны, людям никто не  объяснил, но, по  их  мнению, это был перенос труб. А  спустя несколько месяцев, в  октябре 2016-го, хозяевам 25 домов, расположенных в  микрорайоне, пришли требования от  АО «Транснефть  — Дружба» (дочерняя структура «Транснефти», которая является собственником нефтепровода и  осуществляет его эксплуатацию  — прим. авт.) снести постройки за  свой счет, так как они находятся в  пределах санитарно-защитной зоны, где всякое строительство запрещено. В  случае неисполнения требований компания обещала подать в  суд.




Претензии  АО «Транснефть  — Дружба» основаны на  изменениях в  строительных нормах и  правилах. В  1985 году был принят СНиП 2.05.06−85 , который устанавливал минимальное расстояние от  нефтепровода до  домов уже в  200 метров. По  данным отдела архитектуры и  градостроительства администрации Кузнецка, в  эту санитарно-защитную зону попадают 100 домов. Компания требует снести четверть из  них, причем выбраны они как будто случайно, говорят жители.

«На  нашей улице (2-я Спортивная  — прим. авт.) в  этой зоне находятся 14 домов, но  требования о  сносе пришли только троим. Естественно, никто здания не  ломал  — у  нас все разрешения на  строительство [от администрации Кузнецка] - на  руках, земля приватизирована, все оформлено через регистрационную палату. Тогда компания подала иски в  суд. Ни  о  каких компенсациях при этом речи не  идет. В  исковом заявлении написано: произвести снос дома за  счет собственника и  еще заплатить госпошлину  — шесть тысяч»,  — рассказывает местная жительница Наталья Гришичкина.

«АО «Транснефть  — Дружба» неоднократно обращалось в  администрацию г.  Кузнецка с  уведомлением о  недопустимости строительства жилья вблизи действующих нефтепроводов в  целях обеспечения безопасности жизни людей (исх. № 55 от 29.03.2000 получен 31.03.2000), однако ситуация не  изменилась»,  — отмечается в  одном из  исков.

Попытки жителей связаться с  представителями компании не  увенчались успехом. По  словам собеседницы, на  запрос, отправленный в  Куйбышевское районное управления компании еще в  октябре, ответ не  пришел.

«Мы  сносим дома, чтобы защитить людей»

Часть исков от  АО «Транснефть-Дружба» не  была принята судом к  рассмотрению, сообщила  ИА «Пенза-Пресс» адвокат Ольга Александрова. По  данным картотеки Кузнецкого городского суда, девять исков, поступивших в  октябре 2016 года, были возвращены заявителю. По  словам Александровой, в  настоящее время истец обжалует это решение в  суде вышестоящей инстанции.

По  мнению адвоката, суд счел неполным тот пакет документов, который представила компания. В  частности, Александрова отмечает, что не  были представлены акты ввода нефтепровода в  эксплуатацию и  технические паспорта на  объект. Кроме того, говорит она, на  кадастровом учете стоит только 25-метровая охранная зона. Зона  же, в  отношении которой ведутся споры, отсутствует на  кадастре, говорит она.

Собеседница не  исключает, что в  возвращении исков сыграл роль и  психологический фактор.

«Наверное, даже морально тяжело принимать к  производству такое количество дел, зная складывающуюся судебную практику»,  — пояснила Ольга Александрова.



Решения судов по  таким делам действительно не  обнадеживают. Нефтяники и  газовики, как правило, выигрывают аналогичные иски по  всей России, и  Пензенская область  — не  исключение. Так, 24  мая 2016 года Бессоновский районный суд удовлетворил иск АО «Транснефть  — Дружба» к  двум сельчанам, чьи постройки находились вблизи нефтепровода. Попытки доказать, что строения были приобретены в  1993 году, и  на  тот момент никаких ограничений в  использовании земельного участка не  было установлено, суд не  принял во  внимание.

«Охранные зоны  — это годами, на  крови людей выработанные нормы. Жить рядом с  нефтепроводом опасно для жизни. Мы  будем настаивать на  сносе всех строений, чем защитим этих людей»,  — сказал в  марте 2016 года советник президента «Транснефти» Игорь Демин в  ходе обсуждения проблемы сноса домов в  Пермском крае.

По  словам адвоката Ольги Александровой, похожим образом нефтяники обосновывают свои претензии и  во  всех прочих случаях.

Жители переходят в  наступление

В «кузнецком деле» есть много своих нюансов: это и  упоминавшиеся выше разрешения на  строительство, которые выдавали жителям в  руководстве нефтепровода, и  не  до конца проясненный процесс постройки «Дружбы» на  территории Кузнецка. Ольга Александрова ссылается на  действовавший в  то  время СНиП 1965 года, в  котором отмечено, что прокладка магистральных трубопроводов по  территории городов не  допускается за  исключением случаев, согласованных с  местными Советами депутатов.

«Этих актов [у нас] на  руках нет, внятных пояснений по  этому вопросу представители «Дружбы» тоже пока дать не  могут»,  — отмечает собеседница.

В  настоящее время кузнечане готовят встречный иск к  АО «Транснефть-Дружба» о  переносе нефтепровода. Одним из  соистцов по  нему выступает администрация города Кузнецка.

«Что является наиболее рациональным: осуществить снос 99 домовладений или в  комплексном порядке проработать вопрос возможности переноса нефтепровода на  расстояние, превышающее 200 метров от  домовладений?»  — задаются вопросом жители.

Его они поставили в  обращении, отправленном губернатору Пензенской области, в  прокуратуру региона, в  Минэнерго  РФ и  другие инстанции. В  нем также отмечено, что в  случае решения о  сносе их  домов «нагрузка по  возмещению ущерба будет отнесена непосредственно на  бюджет города Кузнецка, поскольку многие жилые дома строились на  основании разрешительных документов, выданных органами местного самоуправления».

«Речь идет о  десятках (если не  о  сотнях) миллионов рублей, подлежащих возмещению из  бюджета в  случае сноса наших жилых домов»,  — говорится в  обращении.

Мэр Кузнецка Сергей Златогорский сообщил  ИА «Пенза-Пресс», что глава региона и  председатель правительства в  курсе возникшей проблемы.

«Мы  в  курсе в  полном объеме, каждодневно ситуацию отслеживаем, готовим фактуру для областных властей, для губернатора, чтобы уже было принято решение, каким образом обсуждать эту проблему с  руководством «Транснефти»,  — отметил Сергей Златогорский.

Он  добавил, что по  ряду аналогичных исков суды встают на  сторону жильцов.

«Все будет решаться в  правовом русле, и  оснований для ажиотажа нет […] Люди без жилья никак не  останутся»,  — отмечает мэр Кузнецка.

ИА «Пенза-Пресс» направило редакционный запрос руководству  АО «Транснефть-Дружба» по  поводу сложившейся ситуации.

Фотография: Фото Екатерины Нуштаевой
Лидин — о качестве жизни, Кувайцев — о «хозяине в доме», Гуляков — об образовании - Пензенская ПравдаПензенские делегаты подвели итоги первого дня съезда «ЕР» XVI Съезд партии «Единая Россия», открывшийся 21 января, в Москве, собрал более трех тыс.
21.01.2017 Пензенская Правда
Светлана Кудинова рассказала коллегам о проекте  «PROдвижение» - Единая РоссияСветлана Кудинова, секретарь первичного отделения Партии «38 Первомайского района г.Пензы,
21.01.2017 Единая Россия
Александр Гуляков: «Новый Закон о науке придаст развитию науки определённую динамику» - Единая РоссияРектор ПГУ, член Регионального Президиума, депутат фракции «Единая Россия» Законодательного Собрания Пензенской области Александр Гуляков – участник дискуссии о развитии российской системы образования:
21.01.2017 Единая Россия
В Городище легковушка протаранила столб - ИА Пенза-ПрессВ городе Городище Пензенской области автомобиль «Лада Калина» врезался в столб.
21.01.2017 ИА Пенза-Пресс
Сотрудники уголовного розыска в Пензе раскрыли кражу автомобиля - УМВД Пензенской областиВ отдел полиции №2 УМВД России по городу Пензе обратилась с заявлением 32-летняя гражданка.
21.01.2017 УМВД Пензенской области