Сусанна Альперина: Регионам не надо бояться внедрять столичные идеи

Сусанна Альперина: Регионам не надо бояться внедрять столичные идеи
Фото: www.penza-press.ru

На  фестивале журналистов «Вся Россия  — 2017» редактор авторских и  тематических программ ТРК «Экспресс» Павел Прохоренков побеседовал с  российским журналистом, телекритиком «Российской газеты» Сусанной Альпериной. Она объяснила, почему популярны «оручие» ток-шоу, дала советы региональным телеканалам и  рассказала о  пользе соцсетей.

—  Критик  — профессия сложная. Как вам удается соблюдать паритет в  битве не  только за  идею, но и, в  первую очередь, за  зрителя, за  деньги каналов-гигантов? Как удается не  навлекать на  себя обиды, негодование?

—  Я  всем каналам объяснила, что не  работаю у  них в  штате. Конечно, мне время от  времени пишут, почему я  не  упомянула их  проект, отчего про одних написала больше, а  про других  — меньше. У  меня один принцип  — если мне это интересно, то  я  про это пишу, это мой личный авторский выбор. В «Российской газете» по  пятницам на  полове Гид  — Парк выходит еженедельная рубрика «По  ТВ с  Сусанной Альпериной». Я  выбираю проекты, о  которых пишу, которые мне кажутся самыми любопытными за  неделю. Делаю это, исходя из  своих предпочтений и, как мне кажется, из  предпочтений зрителей. Выбираю в  соответствии со  своим образованием, обстановкой, еще много факторов влияет.

—  Есть старая шутка из  КВН: руководство нам ставит задачу обогнать по  рейтингу Первый канал и  купить ксерокс. Эта шутка была актуальна во  все времена, а  сейчас  — такое ощущение, что Первому каналу нужно купить ксерокс. Что там происходит, ваши внутренние ощущения?

—  С  Первым каналом происходит то, что происходит со  всеми нами. Мы  — не  железные, в  том числе  — и  Первый канал. Все развивается, пересматривается, ничто не  может быть вечно. Я  думаю, что на  Первом канале происходят совершенно закономерные вещи  — можно сказать, что идет перестройка канала, осознание формата, кто-то уходит, появляются новые люди. Руководство пытается влить свежую кровь, выстроиться в  соответствии со  временем, которое диктует определенные задачи. Первый канал принимает решения, что показывать и  кого брать в  свою команду.

Команда, как мы  видим, в  значительной степени поменялась, начиная от  топ-менеджеров, заканчивая телеведущими. Я  бы  не стала советовать впадать из-за этого в  панику, потому что точно так  же сильнейшую перестройку переживает уже два года как НТВ, а  также ТВ-3. Да  и  другие каналы не  стоят на  месте.

—  То  есть сейчас телевизионщикам самое время меняться?

—  Телевизионщикам надо все время меняться. Если не  будет изменений, то  будет падать интерес к  тому, что они делают.

—  Вы  как член жюри телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» видите какие-то сильные стороны у  регионального телевидения?

—  Самый большой козырь регионального телевидения  — в  том, что его сотрудники могут рассказывать о  своем регионе то, что происходит буквально на  соседней улице, в  соседнем доме. То  есть то, что интересно тем людям, которые там живут. Всегда интереснее, что происходит с  человеком рядом, чем с  теми, кто находится за  сотни километров. Даже по  себе замечаю: я  люблю американские сериалы, но  живу-то я  в  России. Ловлю себя на  мысли, посмотрев подряд несколько зарубежных фильмов, что очень хочется потом посмотреть что-то наше.

Регионам надо не  стесняться брать мировые, столичные идеи и  внедрять их  на  свою почву. Мир  — это обмен мнениями и  идеями. Если вы  увидели что-то хорошее, то  почему  бы и  нет?

—  На  пензенском телевидении я  делал программы разных жанров, в  том числе удавалось сделать еженедельное ток-шоу. Оно было не  «орущим», что некоторые ставили в  вину, а  некоторые, наоборот, хвалили. Как российского зрителя отучить от  того, что ток-шоу обязательно должно быть «кричащим»?

—  «Орущие» или, как еще говорят, «оручие» ток-шоу популярны, так как это  — провокация. Если я  начну сейчас на  вас кричать, то  вызову бурную реакцию. А  провокация  — это простейший способ вызвать эмоции. Только психолог, либо человек с  хорошей силой воли, не  отреагирует. А, как правило, люди заводятся в  ответ. Как только начинается крик на  экране, человек, который смотрит, непроизвольно обращает на  это внимание. Происходит на  автоматическом уровне выброс адреналина, люди начинают волноваться. Это старый, испытанный способ.

Каждый зритель выбирает для себя, если кому-то нравится крик, то  зачем его останавливать. Но  иногда человек понимает, что на  высоких децибелах он  не  воспринимает информацию и  ничего полезного ему это не  дает.
Как правило, такие шоу смотрят те, кому не  хватает эмоций в  реальной жизни, и  они получают их  от  просмотра телепередач. Это часто одинокие люди, пенсионеры, домохозяйки. Когда у  человека жизнь полноценна, то  у  него, во-первых, нет времени это смотреть, во-вторых, жизнь для него интереснее. Кроме того, плохие передачи калечат психику.

—  Ваше отношение к  диджиталу, к  развитию соцсетей, YouTube? Может быть, региональщикам стоит уйти полностью в  YouTube?

—  Профессионалам, в  том числе и  в  регионах, нужно это грамотно использовать в  своих целях. Возьмите пример  — канал Russia Today. Они очень сильно развивают направление YouTube, у  них  — миллионы просмотров, есть специальные департаменты и  подразделения, которые этим занимаются. На  региональном телеканале всегда можно взять одного человека, который будет заниматься грамотным продвижением в  YouTube или соцсетях.

Я  — поклонница новых технологий, считаю, что Facebook  — это хороший инструмент, призванный помогать журналистам, если его использовать с  умом. Мне Facebook такую возможность дает, я  могу там обсудить что-то с  читателями, поделиться мнением, выложить свою статью, продвинуть  ее. Более того, у  меня есть аккаунты во  всех соцсетях, и, как правило, свои статьи везде «расшариваю», потому что хочу, чтобы читали и  меня, и  издание, в  котором работаю.

Возможно, вы  обратили внимание, что YouTube изменил свое «лицо». Вначале его задумывали как некий канал, посвященный интересным роликам, делали упор на  это. Затем он  «ушел» в  новости и  перестал быть местом только для роликов с  котиками. Все новостные каналы открыли свои подразделения на  YouTube.

—  А  почему тогда наш Rutube не  «зашел»?

—  У  Rutube впереди  — большие перспективы для развития. Он  сейчас держится за  счет роликов комедийных каналов, конкурировать с  которыми нелегко. К  новостям в  стране отношение особенное, возможно, и  Rutube когда-то к  этому придет.

Досье  ИА «Пенза-Пресс» . Сусанна Альперина родилась в  1966 году в  Одессе, где окончила театральный класс школы № 37. Затем пошла учиться на  филологический факультет Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, через три года перевелась на  факультет журналистики МГУ им.  М. В. Ломоносова в  Москве. По  семейным обстоятельствам по  окончании учебы вернулась в  Одессу, где работала в  газетах «Вечерняя Одесса» и  «Одесский вестник», а  также вела программу «Леди Одесса» на  местном телеканале. Затем Сусанна Альперина поступила в  аспирантуру МГУ и  снова уехала в  российскую столицу. Она сотрудничала с  различными СМИ, после обучения вышла на  работу в  газету «Известия», через несколько лет перешла в  «Российскую газету». С  2004 года работает в  приложении «Российская газета»  — «Неделя». Пишет о  кино, телевидении, музыке и  литературе, руководит отделом, сотрудничает со  штатом авторов. Преподает в  ведущих вузах России.

Фотография: фото Павла Прохоренкова.
 
По теме
04 марта 2024 г. Пензенским районным судом провозглашен обвинительный приговор в отношении 42-летнего уроженца и жителя г. Пенза, совершившего преступление, предусмотренное ч. 3 ст.
Что нужно знать о гепатите - Камешкирский район   Гепатит - одно из самых опасных заболеваний наряду с туберкулезом, малярией и ВИЧ-инфекцией.
Камешкирский район
Театр - это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребёнка мир образов,красок, звуков.
Управление образования