Возмущение качеством и быстротой уборки дорог на первый взгляд кажется правомерным: во время снегопада и сразу после него пройти или проехать по заснеженным улицам действительно проблематично. Но если разобраться, кто и как проводит зимнюю очистку дорог, картина несколько меняется.
Департамент ЖКХ г. Пензы заключил муниципальный контракт на зимнее текущее содержание автомобильных дорог общего пользования, площадей, тротуаров, остановок, подземных переходов, пешеходных лестниц, мостов и путепроводов, а также ливне-дренажной сети с МУП «Пензадормост». Поэтому все волнующие жителей вопросы мы задали его директору Андрею ШЕВЧЕНКО. При этом мы глубоко затронули только тему уборки дорог, не касаясь тротуаров и мостов, правила уборки которых тоже довольно обширны и сложны. Но об этом мы обещаем написать в следующих номерах нашей газеты.
К ЗИМЕ ГОТОВЫ!Старая шутка о том, что «дорожники» оказались не готовы к зиме, снова слышится то там, то здесь. Но на самом деле она немного не соответствует реальности, ведь зима для работников МУП «Пензадормост» – это не три календарных месяца, а более продолжительный период.
– Официально период зимней уборки составляет 153 дня, – объясняет Андрей ШЕВЧЕНКО, – и при подготовке к этому периоду, мы опираемся на среднестатистические данные. Так, по статистике, за эти дни возможны 79 снегопадов, а количество зимних осадков в виде дождя или снега составляют 146 см, то есть около 30 см в месяц. Мы хорошо подготовились к зимнему периоду, но иногда этого бывает недостаточно. Январь в этом году выдался аномально снежным: сначала за 3 дня с 11 по 13 января выпала половина месячной нормы 18 мм снега, а потом за 23 и 24 января – еще около 30 см, то есть месячная норма за два дня. Выходит, что в день выпало 15 см, а это уже чрезвычайная ситуация. При этом температура держалась настолько низкая, что противогололедных материалов (ПГМ) для борьбы с зимней скользкостью потребовалось в несколько раз больше, чем в обычной ситуации.
ДОРОГИ И РАБОТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕНужно учитывать и тот факт, что есть определенный порядок, который позволяет проводить уборку наиболее эффективно.
– Все городские магистрали, улицы и дороги в зависимости от интенсивности движения транспорта, социальной значимости и других особенностей делятся на три эксплуатационных категории, – рассказывает Андрей Владимирович. – Для каждой из них существуют свои правила и сроки уборки. Делятся городские дороги на первую, вторую и третью категории. В Пензе дорог первой категории нет, есть только второй (в основном те, по которым проходят маршруты общественного транспорта), а также 3-а (дороги общего пользования) и 3-б (внутриквартальные проезды и дороги, а также частный сектор). Кроме этого есть еще тротуары, относящиеся к каждой категории, часть которых также обслуживаем мы.
Сколько чистит «Пензадормост» дорог:
• 2 категории – 1933,8 тыс. м 2
• категории 3-а – 1264 тыс. м 2
• категории 3-б – 1375,6 тыс. м 2 (из них 324,6 тыс. м 2 – в частном секторе)
• мостов и путепроводов – 234,5 тыс. м 2
… и тротуаров
• 2 категории – 540 тыс. м 2
• категории 3-а – 165 тыс. м 2
• на мостах и путепроводах – 50,6 тыс. м 2 .
ВСЕ ПО ПОРЯДКУКроме того, надо понимать, что зимняя уборка дорог – это не только сметание и уборка снега. Это целый комплекс мероприятий, на который тратится время коммунальщиков, и который зачастую несведущему человеку вообще не виден. Тем не менее, отказаться от него нельзя.
– Цикл уборки делится на операции первой и второй очереди, – рассказывает Андрей ШЕВЧЕНКО. – К первоочередным операциям зимней уборки относятся: обработка проезжей части дорог противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежного вала для последующего вывоза; выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок городского пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов из дворов и т. п. К операциям второй очереди относятся: удаление снега (вывоз); зачистка дорожных лотков после удаления снега; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований. Другими словами, пока работники не выполнят операции первой очереди, ко второй они не приступят. А значит, это тоже оттягивает время, когда жителям уже станет виден результат уборки. При этом работы ведутся круглосуточно, сотрудники МУП «Пензадормост» работают посменно. Однако днем в связи с загруженностью дорог проводить уборочные работы сложно, ведь у наших машин нет приоритета, как у экстренных служб, и добираться приходится в общем потоке, точно так же, как остальным горожанам. Поэтому основной объем работ приходится на ночь.
А СНЕГ ИДЕТ, А СНЕГ ИДЕТ…Для каждой операции в зависимости от категории дороги выделяется разное время. Например, обработка проезжей части городских дорог ПГМ начинается сразу после начала снегопада. В первую очередь с началом снегопада обрабатываются противогололедными материалами наиболее опасные для движения транспорта участки. Если от метеорологической службы города заблаговременно получено предупреждение об угрозе возникновения массового гололеда, обработка проезжей части дорог, эстакад, мостовых сооружений производится до начала выпадения осадков.
Затем начинается сплошная обработка проезжей части противогололедными материалами. Первой обрабатывают крайнюю, расположенную у бортового камня полосу движения, по которой проходят маршруты движения городского пассажирского транспорта.
– Время, необходимое на сплошную обработку противогололедными материалами всей территории: для дорог и улиц 2 категории – не должно превышать 4 часов, для дорог и улиц 3-а и 3-б категории – 5-6 часов соответственно, с момента обнаружения скользкости до полной ее ликвидации, – подчеркивает Андрей Владимирович.
ПОСЛЕ СНЕГОПАДАСледующий этап – непосредственно уборка снега состоит из нескольких «шагов»: подметание снега, формирование снежных валов, вывоз снега и зачистка лотков. Здесь приходится ориентироваться на множество нормативов и других тонкостей.
– Механизированная очистка проезжей части начинается при высоте рыхлой снежной массы на дорожном полотне 2,5-3 см, что соответствует 5 см свежевыпавшего слоя снега, допустимого на проезжей части во время снегопада и до окончания снегоуборки, – рассказывает Андрей Владимирович. – При длительном снегопаде (сутки и более) циклы подметания проезжей части осуществляются после каждых 5 см свежевыпавшего снега.
Время, необходимое на подметание всех улиц и дорог не должно превышать 5-6 часов – для дорог и улиц 2 и 3 категории содержания, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Из счищаемого с дорог снега на обочинах формируют временные снежные валы. В местах наземных переходов и расположения остановок общественного транспорта в валах обязательно делаются разрывы. Затем снег вывозят на снегоотвалы и зачищают лотки.
– В первую очередь снег вывозят от остановок городского пассажирского транспорта, пешеходных переходов, с мостов и путепроводов, въездов на территорию больниц и других социально важных объектов, – рассказывает Андрей ШЕВЧЕНКО. – За январь было вывезено больше 110 тысяч кубометров снега, при планируемых 407 тысячах кубометров за 5 месяцев.
КАК ЧАСТО ПРОВОДЯТСЯ РАБОТЫ?Как пояснил Андрей ШЕВЧЕНКО, частота проведения уборочных работ для разных категорий тоже разная. Для улиц и дорог второй категории распределение пескосоляной смеси (ППС) или других противогололедных материалов (ПГМ) в норме проводится 75 раз за зимний период; для улиц и дорог категории. 3а распределение ПСС – 60 раз; для категории 3-б снегоочистка проводится только 4 раза в месяц. На одно прометание снега приходится два посыпания: одно с началом снегопада, второе после сметания снега.
ЗАМЕТАЕТ МЕТЕЛЬ, ЗАМЕТАЕТ…Во время непрекращающегося снегопада уборочные машины постоянно работают на улицах города по технологическому циклу «посыпка – подметание» с кратковременными (не более 1 часа) перерывами для заправки машин горюче-смазочными материалами и принятия пищи водителями.
Надежда ФЕДОРОВА
– Если вы недовольны качеством уборки дорог или заметили нарушения в работе сотрудников МУП «Пензадормост», обращайтесь в нашу диспетчерскую по телефону 57-49-95, – сообщил Андрей ШЕВЧЕНКО. – Также по этому номеру можно обращаться по вопросам текущего ремонта и содержания дорожной инфраструктуры, санитарной уборки дорог в черте г. Пензы, за исключением внутридворовых территорий, по содержанию и обслуживанию сетей ливневой канализации и по оказанию транспортных услуг по уборке территорий.