«Работаем за аплодисменты, но с удовольствием». Интервью с Е. Сафроновой

Фото: www.penza-press.ru

Много  ли в  Пензе поклонников оперы и  оперетты, сколько в  регионе Заслуженных артистов России и  почему симфонический оркестр нужно слушать исключительно вживую? Об  этом редактор авторских программ телеканала «Экспресс» Павел Прохоренков в  рамках проекта «Концертник» (16+) побеседовал с  солисткой Губернаторской симфонической капеллы, заслуженной артисткой России Еленой Сафроновой.

—  У  многих, кто профессионально не  связан с  пением, есть привычка напевать, когда мы  ходим по  улице. Есть такая привычка у  профессионалов, тех, кто голосом зарабатывает?

—  Наверное, у  всех по-разному, но  у  меня точно есть. Часто иду по  улице, пою и  думаю: «Да, меня могут воспринимать несколько неадекватно» (смеется).

—  Что напеваете?

—  В  зависимости от  настроения, это может быть все что угодно.

—  А  наш город располагает к  тому, чтобы идти и  напевать песни?

—  Да, определенно!

—  Какие места для вас самые любимые в  Пензе?

—  У  нас вообще весь город очень музыкальный, поэтичный, уютный. Не  знаю, как это объяснить. Я  его просто люблю. Какие места? Район Западной поляны, очень люблю перекресток, где находится гимназия № 1, министерство культуры на  противоположной стороне стоит. Это местечко какое-то необыкновенное. И  таких много у  нас.

—  Поете всю жизнь?

—  Да. Как только родилась  — так и  запела.

—  Этому родители способствовали?

—  Да, мама с  папой пели всю жизнь, причем у  них от  природы были очень красивые голоса, именно с  академической постановкой. И  я  родилась с  ней. Мама сама очень мечтала стать артисткой, но  у  нее не  сложилось, она педагог, преподавала русский язык и  литературу. А  потом поменяла профессию на  логопеда-дефектолога. Много лет проработала им.  Но любовь к  пению родители пронесли через всю жизнь. Пели везде, где только можно, и  дуэтом с  папой, и  по  отдельности.

—  А  аккомпанировали себе как?

—  Они всегда были в  составах больших коллективов самодеятельности, в  хорах, ансамблях. Везде были солистами. Папа учился в  сельскохозяйственном институте, мама работала там  же библиотекарем после окончания Саранского государственного университета. В  сельхозинституте была на  тот момент очень солидная самодеятельность, ей  руководила наша знаменитая Наталья Дмитриевна Трубиньш.

—  Родственница наших Трубиньшей?

—  Да, бабушка. И  коллектив гремел тогда на  всю Россию.

—  Есть  ли гастроли в  биографии Елены Сафроновой?

—  Гастролей было много и  очень интересных, в  том числе  — и  значительных, зарубежных. Все изменилось после 2008 года. Выезжать стало очень дорого. Сейчас мы  можем выехать в  какой-то один город на  один большой концерт  — в  прошлом году ездили в  Саранский национальный театр оперы и  балета театр с  гала-концертом. Публика приняла нас очень тепло, зрители были в  восторге! А  мы  несколько удивились такой реакции. Как потом нам сказали, в  составе нашего коллектива их  покорило большое количество молодых исполнителей и  очень красивых голосов! И  программа была очень разнообразна.

—  Как вы  считаете, эти бесконечные разговоры по  кругу о  музыкальном театре в  Пензе когда-нибудь прекратятся? Они увенчаются чем-то?

—  Я  думаю, что нет. Это было уже неоднократно сказано. Мы  надеялись, что это станет возможно с  обретением нового здания, которое строилось как «Филармония  — Музыкальный театр». И  сцена, и  оркестровая яма, и  зрительный зал  — все было рассчитано на  это. Но  мы  осуществили всего две постановки силами губернаторской симфонической капеллы и  приглашенных солистов. Ставили спектакли знаменитые московские режиссеры. В  итоге оказалось, что это очень дорогое удовольствие. Самое интересное, что финансовое бремя ложится на  плечи только «Пензаконцерта». И  получается, что продолжение нереально.

—  У  меня есть знакомая, коллега, которая сетует на  то, что в  Пензе с  точки зрения оперного искусства  — просто беда, и  ей  приходится ездить в  Москву…

—  Вообще обидно за  жителей города и  области, потому что зрители очень любят и  хотят именно серьезной классической музыки. И  огромное количество любителей музыкальных спектаклей. Это было  бы очень востребовано.

—  А  насколько их  много? Насколько этим увлекается молодежь? Скажите честно  — одни и  те  же люди ходят на  концерты?

—  Каждая наша новая программа проходит с  неизменным аншлагом! Есть большая группа наших горячих поклонников, которые не  пропускают ни  одного концерта.

—  За  неимением альтернативы?

—  В  городе, конечно, альтернативы нет. Единственная отдушина  — прийти в  зал филармонии и  послушать живой симфонический оркестр. Скажу по  секрету: я  по  телевидению концерты симфонической музыки не  смотрю. Исключение составляют только вокальные программы с  о  знаменитыми оперными звездами. Не  могу слушать  — нет энергетики живого звука! А  вот когда садишься в  зрительный зал, происходит какое-то чудо, ты  погружаешься в  состояние счастья! Многие зрители, впервые попавшие на  концерт симфонического оркестра, говорят, что получили огромное удовольствие!

—  Помните «Сказки с  оркестром» (0+)? А  где они сейчас?

-Может быть, дело в  том, что не  проводится какая-то циклическая работа. Мы  запускаем какой-то новый проект, потом у  нас складывается впечатление, что весь возможный зритель это все посмотрел. В  итоге программы откладываются, после чего мы  приступаем к  чему-то новому.

Например, музыкальный спектакль «Жди меня» (12+) сейчас восстановить практически невозможно. А  это очень обидно. Реквизит собирался по  всему городу, из  музеев.

—  Вы  испытывали эйфорию, когда участвовали в  этой постановке?

—  Конечно! Это то, к  чему стремилась душа всю жизнь. Вообще, я  очень хотела быть артисткой оперного театра или оперетты и  реализовать еще и  драматические способности.

—  Оперетта воспринимается как более низкий жанр обывательской публикой, а  опера  — как нечто фундаментальное, грандиозное…

—  Не  согласна. Да  и  потом  — любителей оперетты-то больше, чем любителей оперы, на  самом деле. Но  назвать оперетту попсой никак нельзя.

—  А  что вам ближе  — романсы, оперетта или арии из  опер?

—  Все люблю и  обожаю одинаково. Оперетта мне нравится, может быть, чуть больше. Кстати, ее  петь гораздо сложнее, чем простые классические оперные арии. Мне очень нравится игровой момент, что можно похулиганить, потанцевать, побеситься в  хорошем смысле, потому что этого, конечно, не  хватает. Эта сторона моей профессиональной натуры осталась, по  большому счету, нереализованной.

—  А  почему не  сбежали?

—  Нет, не  «почему не  сбежала», а  «почему приехала сюда», скорее так нужно ставить вопрос.

—  Расскажите о  своем музыкальном образовании.

—  Была музыкальная школа № 2. После 10 класса общеобразовательной школы я  поехала поступать в  Саратовскую консерваторию. Но… опоздала на  вступительные экзамены и  еще практически год готовилась. На  следующий год меня должны были взять на  подготовительное отделение, потому что без музыкального училища не  берут на  первый курс. Но  так случилось, что я  смогла сдать все экзамены наравне со  взрослыми абитуриентами, и  меня в  18 лет без музучилища приняли на  первый курс вокального отделения консерватории. Это было, с  одной стороны, счастье, с  другой, было очень тяжело, потому что у  меня практически не  было вокальной подготовки. Но  ничего, одолела.

—  И  как  же Саратовский театр оперы и  балета?

—  На  тот момент личная жизнь закрутилась, на  четвертом курсе я  вышла замуж, родила доченьку и  ушла в  академический отпуск. Через год вернулась сразу на  диплом. А  поскольку ребенок был достаточно маленький, приняли решение переехать к  родителям сюда, в  Пензу, в  филармонию.

—  Сожалеете?

—  Нет! У  меня была очень насыщенная и  очень интересная творческая жизнь. А  в  2003 году случилось счастливейшее событие  — в  филармонии была организована Губернаторская симфоническая капелла, появился настоящий большой симфонический оркестр, и  мы с  Владимиром Кораблевым стали его первыми солистами. Петь с  живым оркестром  — огромное счастье! Наверное, только певцы могут это понять. Я  спела с  оркестром все, что мне хотелось. Ежегодно давала большой сольный концерт, а  такая возможность есть далеко не  у  всех артистов музыкальных театров.

—  Правильно  ли я  понимаю, что вы  работаете не  только ради зарплаты, но  и  ради того, чтобы осуществить мечту всей своей жизни  — спеть то, что хотелось?

—  Такие мы, больные люди, конечно (смеется). Я  уже и  мужу об  этом сказала, что мы  работаем за  аплодисменты и  получаем от  этого колоссальное удовольствие, которое люди не  имеют возможности купить за  деньги.

—  Тем не  менее, вы  в  Пензенской области редкий музыкант, который имеет звание Заслуженного артиста России.

—  Когда я  только пришла в  филармонию, заслуженных артистов было как раз достаточно. Это был и  Анатолий Постнов, и  Анатолий Шуватов, и  Анатолий Хрусталев, и  Владимир Кораблев. А  сейчас, получается, я  единственная из  вокалистов.

—  А  тогда было проще получать звание?

—  Очень непросто. Это большая процедура, требующая соблюдения огромного количества условий  — документов, гастролей, печатных изданий, репертуарных планов и т. д. В  2010 году звания получили я, Людмила Лузгина и  Анатолий Хрусталев. А  потом церемония еще усложнилась.

—  Кого из  молодых коллег можете похвалить?

—  К  сожалению, притока из  консерваторий у  нас практически нет. Яркое сопрано сейчас  — это Ольга Андреева, прекрасно работает Гульсина Рафикова.

—  А  среди мужчин?

—  Увы, Иркен Мустафин от  нас уехал, но  целая плеяда молодых певцов выросла в  академическом хоре губернаторской капеллы. Роман Николаев, Сергей Митрофанов, Сергей Князев, Руслан Проскуряков. К  сожалению, Степана Волкова тоже потеряли. Вы  его не  успели послушать, а  он  уже уехал. Он  уже практически солист Свердловского оперного театра. Вот если  бы был свой театр и  создавались хорошие условия для молодежи, никто  бы не  уезжал, все  бы были здесь.

—  Вам посчастливилось петь со  многими известными оперными певцами…

—  Не  скажу, что со  многими, но  с  некоторыми  — да. Слава богу, у  нас в  городе проводятся грандиозные акции, когда к  нам приезжают мировые звезды на  фестивали. Спасибо Владиславу Пьявко, который каждый год привозит к  нам молодых оперных звезд. Слушать их  — огромное удовольствие, а  петь на  одной сцене  — просто счастье! К  сожалению, простые зрители не  очень хорошо знают их  имена. А  кого мы  знаем, кроме Нетребко, по  большому счету? Одно имя только и  мелькает, а  там их  сколько!

—  Признайтесь: сам жанр академической музыки сейчас востребован? Нужен  ли фестиваль такой музыки, как, например, «Джаз май» (6+)  — для джазистов?

—  Обязательно нужен. В  конце концов, у  людей будет возможность посмотреть настоящие оперные спектакли.

—  Вы  очень востребованы?

—  Конечно. Очень отрадно, что в  этом году мы  выпускаем две новые программы в  месяц в  большом зале, и  все они проходят с  аншлагом! Одна из  них посвящена памяти Муслима Магомаева, зрители до  сих пор требуют ее  повторить. Кстати, 22  апреля в  17 часов повтор состоится (6+). Народ просто сошел с  ума! Музыка красивейшая, это сказка.

Хочу сказать, что, несмотря на  то, что работаю не  в  оперном театре, я  — счастливейший человек. Потому что на  данный момент из  всех моих подруг, однокурсниц не  работает уже никто. Все давно переползли с  амплуа героинь на  характерных старушек, многие покинули сцену. А  я  продолжаю работать на  полную катушку!

—  А  что у  вас в  планах, в  мечтах?

—  Новые концертные программы, сольные концерты. В  прошлом году у  меня прошел юбилейный концерт, на  который я  приглашала моего любимого Петра Борисенко  — он  звезда московского театра оперетты! Шикарный артист! Хотелось  бы почаще такие программы реализовывать. Показывать нашему зрителю лучших столичных исполнителей. От  этого уровень концертов, конечно, становится на  голову выше.

—  И, может быть, идя на  московских звезд, публика научится ценить и  пензенских музыкантов, которые, я  верю, не  хуже.

—  Публика очень любит своих артистов. Я, честно говоря, иногда поражаюсь реакции зрителей, потому что мне все время кажется, что что-то не  так. Но  когда публика все от  начала и  до  конца принимает с  восторгом, я  понимаю, насколько ей  не  хватает настоящего искусства.

—  Вы  родились в  музыкальной семье, сейчас рядом с  вами  — профессиональный музыкант Михаил Чепышев, солист ансамбля «Старгород»…

—  Да, мы  по  жизни идем вместе. 8  мая будем отмечать 20 лет совместной жизни.

—  Дочь не  поет?

—  Дочь пела в  детстве очень хорошо. Но  мы с  мужем считаем, что в  нашей семье двух музыкантов вполне достаточно.

—  А  как академист с  народником уживаются?

—  Прекрасно! Если  бы было два академиста, мне кажется, мы  были  бы такие зануды. (улыбается)

—  А в  «Старгород» вас не  тянет?

—  Нет, для меня это масштаб маленький. Я  уже избаловалась, я  привыкла, что выхожу на  сцену, а  за  мной сто человек стоят. Представляете, какая это опора?

—  С  одной стороны  — опора, с  другой  — ответственность…

—  Да  какая ответственность? Удовольствие, огромное! (смеется) Вообще петь с  симфоническим оркестром  — это сказка.

Фотография: Фото Юрия Дровнина и Михаила Чепышева
 
По теме
 
Делегация Кузнецкого района побывала на областном празднике православной культуры - Газета Кузнецкий рабочий     19 августа специалисты культурно-досугового центра Кузнецкого района приняли участие в ежегодном областном празднике православной культуры «Спас» в Пензе.
21.08.2018
 
В сквере имени М.Ю. Лермонтова в городе Пензе прошел праздник православной культуры «Спас» - Администрация Каменского района В сквере имени М.Ю. Лермонтова — неподалеку от Спасского кафедрального собора в городе Пензе 19 августа 2018 года прошел праздник православной культуры «Спас»,
21.08.2018
 
В библиотеке на Кронштадтской прошла литературная игра «Читайте детям хорошие книги!» - ЦБС города Пензы 21 августа сотрудники городской библиотеки №1 (ул. Кронштадтская,13) провели для воспитанников детского сада №130 литературную игру-знакомство «Читайте детям хорошие книги!» по произведениям из серии «Для самых маленьких».
21.08.2018
Вечер прошлой субботы колышлейцам запомнился праздничной атмосферой и хорошими песнями, собравшими в одном месте всех любителей рок-музыки.
21.08.2018
 
«Пензенский Спас» – наши души спас - Газета Сурские просторы Областной праздник православной культуры «Пензенский Спас», который проводится у нас в регионе с 2005 года, впитал в себя всю тысячелетнюю историю государства Российского.
21.08.2018
«Пензенский Спас» – наши души спас - Газета Сурские просторы Областной праздник православной культуры «Пензенский Спас», который проводится у нас в регионе с 2005 года, впитал в себя всю тысячелетнюю историю государства Российского.
21.08.2018 Газета Сурские просторы
Чтение  на свежем воздухе - Газета Родная земля     Пачелмская районная библиотека продолжает акцию   «Читающая скамейка».
21.08.2018 Газета Родная земля
    19 августа специалисты культурно-досугового центра Кузнецкого района приняли участие в ежегодном областном празднике православной культуры «Спас» в Пензе.
21.08.2018 Газета Кузнецкий рабочий
Вечер прошлой субботы колышлейцам запомнился праздничной атмосферой и хорошими песнями, собравшими в одном месте всех любителей рок-музыки.
21.08.2018 Газета Трудовая честь
Соревнования проводились с целью пропаганды здорового образа жизни, привлечения трудящихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом и укрепления здоровья всех категорий населения.
21.08.2018 Куранты-Маяк
Команда Лопатинского района приняла участие в XV областном фестивале Скандинавской ходьбы, прошедшем на базе отдыха «Белая гора» Каменского района в минувшие выходные.
21.08.2018 Газета Наше Слово
Я благодарен учителям за любовь, заботу, внимание и профессионализм, которые они отдают детям, - Иван Белозерцев - Правительство В работе областного августовского педагогического форума «Современное образование: через технологии к результатам» глава региона принял участие во вторник, 21 августа 2018 года.
21.08.2018 Правительство