«Работаем за аплодисменты, но с удовольствием». Интервью с Е. Сафроновой

Фото: www.penza-press.ru

Много  ли в  Пензе поклонников оперы и  оперетты, сколько в  регионе Заслуженных артистов России и  почему симфонический оркестр нужно слушать исключительно вживую? Об  этом редактор авторских программ телеканала «Экспресс» Павел Прохоренков в  рамках проекта «Концертник» (16+) побеседовал с  солисткой Губернаторской симфонической капеллы, заслуженной артисткой России Еленой Сафроновой.

—  У  многих, кто профессионально не  связан с  пением, есть привычка напевать, когда мы  ходим по  улице. Есть такая привычка у  профессионалов, тех, кто голосом зарабатывает?

—  Наверное, у  всех по-разному, но  у  меня точно есть. Часто иду по  улице, пою и  думаю: «Да, меня могут воспринимать несколько неадекватно» (смеется).

—  Что напеваете?

—  В  зависимости от  настроения, это может быть все что угодно.

—  А  наш город располагает к  тому, чтобы идти и  напевать песни?

—  Да, определенно!

—  Какие места для вас самые любимые в  Пензе?

—  У  нас вообще весь город очень музыкальный, поэтичный, уютный. Не  знаю, как это объяснить. Я  его просто люблю. Какие места? Район Западной поляны, очень люблю перекресток, где находится гимназия № 1, министерство культуры на  противоположной стороне стоит. Это местечко какое-то необыкновенное. И  таких много у  нас.

—  Поете всю жизнь?

—  Да. Как только родилась  — так и  запела.

—  Этому родители способствовали?

—  Да, мама с  папой пели всю жизнь, причем у  них от  природы были очень красивые голоса, именно с  академической постановкой. И  я  родилась с  ней. Мама сама очень мечтала стать артисткой, но  у  нее не  сложилось, она педагог, преподавала русский язык и  литературу. А  потом поменяла профессию на  логопеда-дефектолога. Много лет проработала им.  Но любовь к  пению родители пронесли через всю жизнь. Пели везде, где только можно, и  дуэтом с  папой, и  по  отдельности.

—  А  аккомпанировали себе как?

—  Они всегда были в  составах больших коллективов самодеятельности, в  хорах, ансамблях. Везде были солистами. Папа учился в  сельскохозяйственном институте, мама работала там  же библиотекарем после окончания Саранского государственного университета. В  сельхозинституте была на  тот момент очень солидная самодеятельность, ей  руководила наша знаменитая Наталья Дмитриевна Трубиньш.

—  Родственница наших Трубиньшей?

—  Да, бабушка. И  коллектив гремел тогда на  всю Россию.

—  Есть  ли гастроли в  биографии Елены Сафроновой?

—  Гастролей было много и  очень интересных, в  том числе  — и  значительных, зарубежных. Все изменилось после 2008 года. Выезжать стало очень дорого. Сейчас мы  можем выехать в  какой-то один город на  один большой концерт  — в  прошлом году ездили в  Саранский национальный театр оперы и  балета театр с  гала-концертом. Публика приняла нас очень тепло, зрители были в  восторге! А  мы  несколько удивились такой реакции. Как потом нам сказали, в  составе нашего коллектива их  покорило большое количество молодых исполнителей и  очень красивых голосов! И  программа была очень разнообразна.

—  Как вы  считаете, эти бесконечные разговоры по  кругу о  музыкальном театре в  Пензе когда-нибудь прекратятся? Они увенчаются чем-то?

—  Я  думаю, что нет. Это было уже неоднократно сказано. Мы  надеялись, что это станет возможно с  обретением нового здания, которое строилось как «Филармония  — Музыкальный театр». И  сцена, и  оркестровая яма, и  зрительный зал  — все было рассчитано на  это. Но  мы  осуществили всего две постановки силами губернаторской симфонической капеллы и  приглашенных солистов. Ставили спектакли знаменитые московские режиссеры. В  итоге оказалось, что это очень дорогое удовольствие. Самое интересное, что финансовое бремя ложится на  плечи только «Пензаконцерта». И  получается, что продолжение нереально.

—  У  меня есть знакомая, коллега, которая сетует на  то, что в  Пензе с  точки зрения оперного искусства  — просто беда, и  ей  приходится ездить в  Москву…

—  Вообще обидно за  жителей города и  области, потому что зрители очень любят и  хотят именно серьезной классической музыки. И  огромное количество любителей музыкальных спектаклей. Это было  бы очень востребовано.

—  А  насколько их  много? Насколько этим увлекается молодежь? Скажите честно  — одни и  те  же люди ходят на  концерты?

—  Каждая наша новая программа проходит с  неизменным аншлагом! Есть большая группа наших горячих поклонников, которые не  пропускают ни  одного концерта.

—  За  неимением альтернативы?

—  В  городе, конечно, альтернативы нет. Единственная отдушина  — прийти в  зал филармонии и  послушать живой симфонический оркестр. Скажу по  секрету: я  по  телевидению концерты симфонической музыки не  смотрю. Исключение составляют только вокальные программы с  о  знаменитыми оперными звездами. Не  могу слушать  — нет энергетики живого звука! А  вот когда садишься в  зрительный зал, происходит какое-то чудо, ты  погружаешься в  состояние счастья! Многие зрители, впервые попавшие на  концерт симфонического оркестра, говорят, что получили огромное удовольствие!

—  Помните «Сказки с  оркестром» (0+)? А  где они сейчас?

-Может быть, дело в  том, что не  проводится какая-то циклическая работа. Мы  запускаем какой-то новый проект, потом у  нас складывается впечатление, что весь возможный зритель это все посмотрел. В  итоге программы откладываются, после чего мы  приступаем к  чему-то новому.

Например, музыкальный спектакль «Жди меня» (12+) сейчас восстановить практически невозможно. А  это очень обидно. Реквизит собирался по  всему городу, из  музеев.

—  Вы  испытывали эйфорию, когда участвовали в  этой постановке?

—  Конечно! Это то, к  чему стремилась душа всю жизнь. Вообще, я  очень хотела быть артисткой оперного театра или оперетты и  реализовать еще и  драматические способности.

—  Оперетта воспринимается как более низкий жанр обывательской публикой, а  опера  — как нечто фундаментальное, грандиозное…

—  Не  согласна. Да  и  потом  — любителей оперетты-то больше, чем любителей оперы, на  самом деле. Но  назвать оперетту попсой никак нельзя.

—  А  что вам ближе  — романсы, оперетта или арии из  опер?

—  Все люблю и  обожаю одинаково. Оперетта мне нравится, может быть, чуть больше. Кстати, ее  петь гораздо сложнее, чем простые классические оперные арии. Мне очень нравится игровой момент, что можно похулиганить, потанцевать, побеситься в  хорошем смысле, потому что этого, конечно, не  хватает. Эта сторона моей профессиональной натуры осталась, по  большому счету, нереализованной.

—  А  почему не  сбежали?

—  Нет, не  «почему не  сбежала», а  «почему приехала сюда», скорее так нужно ставить вопрос.

—  Расскажите о  своем музыкальном образовании.

—  Была музыкальная школа № 2. После 10 класса общеобразовательной школы я  поехала поступать в  Саратовскую консерваторию. Но… опоздала на  вступительные экзамены и  еще практически год готовилась. На  следующий год меня должны были взять на  подготовительное отделение, потому что без музыкального училища не  берут на  первый курс. Но  так случилось, что я  смогла сдать все экзамены наравне со  взрослыми абитуриентами, и  меня в  18 лет без музучилища приняли на  первый курс вокального отделения консерватории. Это было, с  одной стороны, счастье, с  другой, было очень тяжело, потому что у  меня практически не  было вокальной подготовки. Но  ничего, одолела.

—  И  как  же Саратовский театр оперы и  балета?

—  На  тот момент личная жизнь закрутилась, на  четвертом курсе я  вышла замуж, родила доченьку и  ушла в  академический отпуск. Через год вернулась сразу на  диплом. А  поскольку ребенок был достаточно маленький, приняли решение переехать к  родителям сюда, в  Пензу, в  филармонию.

—  Сожалеете?

—  Нет! У  меня была очень насыщенная и  очень интересная творческая жизнь. А  в  2003 году случилось счастливейшее событие  — в  филармонии была организована Губернаторская симфоническая капелла, появился настоящий большой симфонический оркестр, и  мы с  Владимиром Кораблевым стали его первыми солистами. Петь с  живым оркестром  — огромное счастье! Наверное, только певцы могут это понять. Я  спела с  оркестром все, что мне хотелось. Ежегодно давала большой сольный концерт, а  такая возможность есть далеко не  у  всех артистов музыкальных театров.

—  Правильно  ли я  понимаю, что вы  работаете не  только ради зарплаты, но  и  ради того, чтобы осуществить мечту всей своей жизни  — спеть то, что хотелось?

—  Такие мы, больные люди, конечно (смеется). Я  уже и  мужу об  этом сказала, что мы  работаем за  аплодисменты и  получаем от  этого колоссальное удовольствие, которое люди не  имеют возможности купить за  деньги.

—  Тем не  менее, вы  в  Пензенской области редкий музыкант, который имеет звание Заслуженного артиста России.

—  Когда я  только пришла в  филармонию, заслуженных артистов было как раз достаточно. Это был и  Анатолий Постнов, и  Анатолий Шуватов, и  Анатолий Хрусталев, и  Владимир Кораблев. А  сейчас, получается, я  единственная из  вокалистов.

—  А  тогда было проще получать звание?

—  Очень непросто. Это большая процедура, требующая соблюдения огромного количества условий  — документов, гастролей, печатных изданий, репертуарных планов и т. д. В  2010 году звания получили я, Людмила Лузгина и  Анатолий Хрусталев. А  потом церемония еще усложнилась.

—  Кого из  молодых коллег можете похвалить?

—  К  сожалению, притока из  консерваторий у  нас практически нет. Яркое сопрано сейчас  — это Ольга Андреева, прекрасно работает Гульсина Рафикова.

—  А  среди мужчин?

—  Увы, Иркен Мустафин от  нас уехал, но  целая плеяда молодых певцов выросла в  академическом хоре губернаторской капеллы. Роман Николаев, Сергей Митрофанов, Сергей Князев, Руслан Проскуряков. К  сожалению, Степана Волкова тоже потеряли. Вы  его не  успели послушать, а  он  уже уехал. Он  уже практически солист Свердловского оперного театра. Вот если  бы был свой театр и  создавались хорошие условия для молодежи, никто  бы не  уезжал, все  бы были здесь.

—  Вам посчастливилось петь со  многими известными оперными певцами…

—  Не  скажу, что со  многими, но  с  некоторыми  — да. Слава богу, у  нас в  городе проводятся грандиозные акции, когда к  нам приезжают мировые звезды на  фестивали. Спасибо Владиславу Пьявко, который каждый год привозит к  нам молодых оперных звезд. Слушать их  — огромное удовольствие, а  петь на  одной сцене  — просто счастье! К  сожалению, простые зрители не  очень хорошо знают их  имена. А  кого мы  знаем, кроме Нетребко, по  большому счету? Одно имя только и  мелькает, а  там их  сколько!

—  Признайтесь: сам жанр академической музыки сейчас востребован? Нужен  ли фестиваль такой музыки, как, например, «Джаз май» (6+)  — для джазистов?

—  Обязательно нужен. В  конце концов, у  людей будет возможность посмотреть настоящие оперные спектакли.

—  Вы  очень востребованы?

—  Конечно. Очень отрадно, что в  этом году мы  выпускаем две новые программы в  месяц в  большом зале, и  все они проходят с  аншлагом! Одна из  них посвящена памяти Муслима Магомаева, зрители до  сих пор требуют ее  повторить. Кстати, 22  апреля в  17 часов повтор состоится (6+). Народ просто сошел с  ума! Музыка красивейшая, это сказка.

Хочу сказать, что, несмотря на  то, что работаю не  в  оперном театре, я  — счастливейший человек. Потому что на  данный момент из  всех моих подруг, однокурсниц не  работает уже никто. Все давно переползли с  амплуа героинь на  характерных старушек, многие покинули сцену. А  я  продолжаю работать на  полную катушку!

—  А  что у  вас в  планах, в  мечтах?

—  Новые концертные программы, сольные концерты. В  прошлом году у  меня прошел юбилейный концерт, на  который я  приглашала моего любимого Петра Борисенко  — он  звезда московского театра оперетты! Шикарный артист! Хотелось  бы почаще такие программы реализовывать. Показывать нашему зрителю лучших столичных исполнителей. От  этого уровень концертов, конечно, становится на  голову выше.

—  И, может быть, идя на  московских звезд, публика научится ценить и  пензенских музыкантов, которые, я  верю, не  хуже.

—  Публика очень любит своих артистов. Я, честно говоря, иногда поражаюсь реакции зрителей, потому что мне все время кажется, что что-то не  так. Но  когда публика все от  начала и  до  конца принимает с  восторгом, я  понимаю, насколько ей  не  хватает настоящего искусства.

—  Вы  родились в  музыкальной семье, сейчас рядом с  вами  — профессиональный музыкант Михаил Чепышев, солист ансамбля «Старгород»…

—  Да, мы  по  жизни идем вместе. 8  мая будем отмечать 20 лет совместной жизни.

—  Дочь не  поет?

—  Дочь пела в  детстве очень хорошо. Но  мы с  мужем считаем, что в  нашей семье двух музыкантов вполне достаточно.

—  А  как академист с  народником уживаются?

—  Прекрасно! Если  бы было два академиста, мне кажется, мы  были  бы такие зануды. (улыбается)

—  А в  «Старгород» вас не  тянет?

—  Нет, для меня это масштаб маленький. Я  уже избаловалась, я  привыкла, что выхожу на  сцену, а  за  мной сто человек стоят. Представляете, какая это опора?

—  С  одной стороны  — опора, с  другой  — ответственность…

—  Да  какая ответственность? Удовольствие, огромное! (смеется) Вообще петь с  симфоническим оркестром  — это сказка.

Фотография: Фото Юрия Дровнина и Михаила Чепышева
 
По теме
 
В Пензе не забывают свои литературные традиции. В областной филармонии прошел шестой всероссийский фестиваль «Лермонтов и музыка» (6+), приуроченный ко дню рождения великого поэта.
15.10.2018
 
 
«Красное коромысло над рекою повисло!». Библиотекари провели час фольклора и народных забав - ЦБС города Пензы 15 октября сотрудники городской библиотеки №2 им. М.Е. Салтыкова- Щедрина провели час фольклора и народных забав «Красное коромысло над рекою повисло» для учащихся 6 класса МБОУ СОШ с. Бессоновка.
15.10.2018
 
Евгению Шишкину убили во дворе собственного дома, когда она вышла из подъезда, чтобы ехать на службу. Фото: ТАСС, МВД - Комсомольская правда Незадолго до гибели Евгения Шишкина собиралась подать рапорт об увольнении [видео] Елена ПЕТРОВА Это первое убийство следователя по особо важным делам за последние 20 лет,
16.10.2018 Комсомольская правда
В Пензе отдел регионального управления Следственного комитета России возбудил уголовное дело по факту смерти мальчика 2012 года рождения вследствие ненадлежащего исполнения медицинскими работниками своих профессиональных
15.10.2018 ПензаИнформ
Живи, родное село! - Газета Родная земля    В селе Шейно прошёл праздник «Живи и расцветай, моё село». Задушевными словами о своём селе открыли торжество  библиотекарь Марина Клушина и культорганизатор Ольга Зелепугина.
15.10.2018 Газета Родная земля
В сельском Доме культуры с. Шарова Белинского района состоялась презентация новой программы.
15.10.2018 Газета Сельская новь
Чем закончится «Замуж за Бузову»: Ольга должна выгнать обманщика Лебедева - Комсомольская правда Участники шоу «Замуж за Бузову» поправили материальное положение, а телезрители ждут новый сезон Ирина ВИКТОРОВА 14 октября в восемь вечера на ТНТ покажут последнюю серию телепроекта «Замуж за Бузову».
14.10.2018 Комсомольская правда
  13 и 14 октября в ледовом дворце «Арена прошли» матчи четвёртого тура первенства России по хоккею среди команд, составленных из спортсменов 2006 года рождения.
15.10.2018 Газета Кузнецкий рабочий
Подборка актуальных новостей от нашего портала за прошедшие сутки. Поделиться 1. В Пензе чета пенсионеров около суток провела запертыми в ванной комнате.
16.10.2018 Пенза-Взгляд
  Эпидемиологическая ситуация по гриппу и РВИ в Пензенской области на 41 неделе 2018 года (08-14.10.2018) 15.10.2018 Всего в течение 41 недели 2018 года в Пензенской области было зарегистрировано 2034 случая РВИ ,
15.10.2018 Роспотребнадзор