Россия покупает за границей собственную рыбу

Символ Приморья отнюдь не рыба, а местный краб-волосатик. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Чем реже рыбаки доставляют морепродукты в родные порты, тем радостнее эти встречи. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Из морских глубин мы добываем миллионы тонн, только большая часть улова уплывает за границу. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Кошельковый невод снова востребован для лова иваси. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Средние цены на мороженую рыбу Фото: Рушан КАЮМОВ
Даже таким гигантским транспортникам для прохода по Северному морскому пути требуется ледокольное сопровождение. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Аквакультурный гребешок растет и питается в море как дикий, но только в сетке. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Даже в советские времена дефицита дикой морской капустой были завалены все магазины, а сейчас её приходится специально разводить. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Мужчин на консервном конвейере мало - не выдерживает психика. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Потребление рыбы на душу населения Фото: Рушан КАЮМОВ
Гастарбайтеры из Северной Кореи разделывают рыбу быстрее любого автомата. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
В консервные банки рыбу закатывают сырой, а только потом проходит термообработку-стерилизацию в автоклаве. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Александр Ефремов и сам закусывает только иваси, приготовленным в море. Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
Вот на этом прилавке 3 года назад кот налетчик надкусил деликатесов на 60 тыс. руб.
Фото: www.penza.kp.ru
Корреспондент «Комсомолки» Алексей Боярский провел собственное расследование, почему наши рыбаки не могут забить прилавки морскими деликатесами [фото, инфографика] Алексей БОЯРСКИЙ

Вылов биоресурсов в России растет, а потребление рыбы падает. Годовой вылов - 4,5 млн. тонн. Вычтем 30% костей и потрохов, разделим на численность граждан и получим 22,5 кг на душу населения. На уровне рекомендуемого Минздравом 22 кило и даже выше среднемирового в 20 кг. Однако, по данным руководителя Информагентства по рыболовству Александра Савельева, реальное потребление даже с учетом импортной рыбы за последние три года упало с 24 до 12 кг. Выяснять, почему из магазинов исчезла рыба, я отправился во Владивосток. Ведь именно через порты Приморья в страну попадает до 70% биоресурсов.

ЗДЕСЬ БЫЛ КОТ

Рыба - визитная карточка Владивостока. В аэропорту гостей встречает магазин сети «Рыбный островок». Крабы, трепанг, копченая лососина, икра. Три года назад эта точка прославилась на всю страну благодаря ролику о кошке-налетчице: забравшаяся ночью рыжая разбойница прямо под камерой наблюдения надкусила деликатесов на 60 тысяч рублей. Сейчас это историческое событие увековечено силуэтом кота на витрине и надписью «Здесь был кот»...

Символ Приморья отнюдь не рыба, а местный краб-волосатик.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

Сначала я отправился на рынок. В городе с главным рыбным портом страны нет рыбного базара. Самая крупная точка в торговом центре с ностальгическо-валютным названием «Березка» представляет собой не больше десятка прилавков. И почти вся рыба - мороженая. Рядом с собственной кетой и горбушей тут, как и в Москве, продается семга с Фарерских островов. Объясняется просто: вылов основных промысловых рыб - минтая, лосося, сельди, скумбрии, сайры - ведется за сотни миль от Владивостока. В районе Чукотки, Камчатки, Сахалина. Откуда ходу не меньше недели: довезти свежей не удастся. Правда, старые рыбаки вспоминают, что лет сорок назад промысел начинался ближе к берегу - успевали довезти и охлажденку, но в целом картина лова с советских времен не изменилась. Проблемы коснулись дальнейшей перевалки.

ПОРТ-ТУПИК

На пике в 1986 году вылов рыбы в РСФСР составлял в два раза больше нынешнего - 8,5 млн. тонн. В советское время Владивостокский морской рыбный порт, по словам советника генерального директора ОАО «Владморрыбпорт» Дмитрия Легкого, ежегодно принимал не менее 1,1 млн. тонн, сегодня же - всего 350 тыс. тонн. «При плановом социалистическом хозяйстве скорость перевалки была гораздо выше, чем сейчас, - рассказывает Дмитрий Легкий. - Мороженая рыба прямо с судна - сразу несколько тысяч тонн, допустим, сельди - грузилась в поезд. И тут же уезжала куда-нибудь в Кемеровскую или Новосибирскую область, где распределялась по всей торговой сети региона. Сегодня же заказчиком являются коммерческие компании: берут вагонами, контейнерами, которые иногда формируются несколькими позициями, с нескольких судов. Логистика сильно усложнилась. Требуются холодильники хранения на берегу».

Чем реже рыбаки доставляют морепродукты в родные порты, тем радостнее эти встречи.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

В наследство от СССР Владивостокскому порту осталось два холодильника: на 15 и 16 тыс. тонн. В рабочем состоянии только один. Вообще изношенная портовая инфраструктура - общий бич страны. Причина в правовой коллизии: если территории портов принадлежат коммерческим предприятиям, то причальные стенки - собственность государства и сдаются в аренду. Всегда есть риск, что аренду не продлят, - вкладываться в инфраструктуру нет смысла.

С этого года ситуация должна меняться: причальные стенки теперь можно арендовать на 49 лет. В частности, на такой срок в этом году заключило договор и ОАО «Владморрыбпорт». И сразу вложило 1,2 млрд. рублей в строительство холодильника на 40 тыс. тонн. Но еще большая проблема - ж/д транспорт. Как рассказал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, подвижной рефрижераторный состав в силу изношенности ежегодно выводится из эксплуатации и через 2 - 3 года его вообще не останется. Альтернатива - рефрижераторные контейнеры, которые покупают б/у из Китая.

Из морских глубин мы добываем миллионы тонн, только большая часть улова уплывает за границу.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Второй бич - бюрократия. Помню, как мурманские рыбаки называли свой порт «вражеским»: отношение проверяющих в порту как к неприятелю. Во Владивостоке аналогично.

- В Японии, Корее отдал документы агенту - через час выгрузка началась, а здесь на борт целое нашествие: пограничники, таможенники, сотрудник Главморинспекции, да еще кинолог с собакой, - поделился со мной Сергей Фарафонов, капитан-директор разгружающегося «на холодильник» судна «Грин Тундра». Этот транспортник-рефрижератор привез мороженый минтай, скумбрию и иваси из Южно-Курильской экспедиции. Из 5 тыс. тонн во Владивостоке отгружают всего 1,2 тыс. тонн, а остальное повезут в корейский Пусан. Оттуда часть рыбы заберут китайцы и японцы. А из Китая какая-то доля минтая снова вернется в Россию уже в виде крабовых палочек.

Кошельковый невод снова востребован для лова иваси.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

БАЛЫК НА ВЕС ЗОЛОТА

Название главного рыбного рыночка Владивостока по имени советского валютного магазина - случайно, но символично: рыба товар валютный. Больше половины дальневосточного вылова, по словам Георгия Мартынова, уходит на экспорт. В Мурманске я видел, как разделывали на берегу охлажденную треску: аккуратнейшие кусочки филе, каких не встретишь в столичных супермаркетах, упаковывались для Норвегии, Голландии, даже Бразилии. А неликвид отправлялся в Москву. На Дальнем Востоке аналогично: лучшую рыбу отгружают прямо в море японцам, корейцам. А дорогущая деликатесная нерка с Камчатки в магазинах на самом деле «второй сорт», отбракованный японцами. Говядина, свинина, птица, аквакультурная рыба однозначно выращивается с применением разного рода веществ и технологий. Поэтому в мире постоянно растет спрос, а с ним и цена на дикую морскую рыбу как последний честный источник белка и жира. Например, за килограмм той же нерки японцы три года назад платили $5, а сейчас уже $10. После 2014 года из-за падения курса рубля экспорт российской рыбы стал особенно выгоден. За полгода 2017 года экспорт вырос еще на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Импорт, впрочем, тоже вырос на 16%.

Средние цены на мороженую рыбуФото: Рушан КАЮМОВ

- И получается замещение: вместо лучшей в мире дикой рыбы мы едим аквакультурную семгу из Чили и с Фарерских островов. Или китайскую тилапию, которую выращивают как в канализации - кормят пометом и навозом. В Китае ее продают по 2,4 руб./кг. А в Москве филе тилапии на прилавке уже 300 - 400 руб./кг, - негодует Александр Савельев. Рыбаки на это только пожимают плечами: мы торговлей не занимаемся - наше дело поймать. По мнению Георгия Мартынова, при сегодняшней рыночной конъюнктуре развернуть всю дальневосточную рыбу на внутренний рынок нереально, да и нет в этом необходимости: Россия потребляет ровно столько продукции, сколько составляет ее покупательская способность.

- Это в Японии, Норвегии вылов рядом с собственным рынком сбыта. А у нас на Дальнем Востоке при вылове 70% всей рыбы страны живет около 5 млн. человек - меньше 4% населения. Доставить до остальных 96% - это заморозить, 20 дней везти по железной дороге, выгрузить на холодильники, развезти по торговым сетям. Зато прямо рядом, в 1 - 3 суток хода, гигантский рынок традиционных потребителей рыбы: Корея - 48 млн. жителей, Япония - 128 млн. и Китай -1,5 млрд., - коротко объяснил один приморский капитан.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ САРДИНКИ

В 100 км от Владивостока в бухте Южная Лифляндия два гигантских транспортника, «Гармония» и «Прогресс». На каждом огромными буквами указано: «Доброфлот». Эта компания сегодня крупнейший поставщик на внутренний рынок.

Даже таким гигантским транспортникам для прохода по Северному морскому пути требуется ледокольное сопровождение.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

«Гармония» недавно вернулась из Архангельска. «Возили туда по Северному морскому пути мороженую горбушу, кету, нерку», - рассказал капитан Владимир Слезов. Идея доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию по Северному морскому пути в Мурманск и Архангельск обсуждалась правительством давно. Однако «Доброфлот» пока единственная компания, осваивающая это направление. Основная продукция «Доброфлота» - рыбная консервация. Только береговой завод компании выпускает 120 млн. банок в год. А самые вкусные - изготовленные из свежей рыбы на плавбазах прямо в море. Например, сардина, известная как сельдь иваси. В 1970 - 80-х синими баночками с иваси были завалены все прилавки магазинов: добыча составляла около 1 млн. тонн в год. Но потом иваси куда-то исчезла: последний промышленный вылов пришелся на 1990 год. Как выяснилось, иваси живет 25-летними циклами - то уходит куда-то в Мировой океан, то возвращается на новые четверть века. Вот сейчас снова появилась у наших берегов, спустя 27 лет возобновлен промышленный вылов. Грядущая добыча в 1 млн. тонн в год - это четверть от сегодняшнего суммарного вылова. Спрос на иваси в России ожидается огромный. Если под него сложится своя система доставки, если в центральные регионы продавится 1 млн. тонн иваси, то за ней по новым каналам вытянется и вся остальная рыба.

Аквакультурный гребешок растет и питается в море как дикий, но только в сетке.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Часто мы покупаем наш же улов за границей...

Интервью с управляющим ГК «Доброфлот» Александром ЕФРЕМОВЫМ.

- Почему в магазинах лежит импортная рыба?

- Крайне низкая конкуренция. У нас все этапы жизни рыбопродукции сильно монополизированы. Это касается доступа и к биоресурсам, и к инфраструктуре, и к каналам сбыта. В итоге товар находит иностранный рынок, где ценят дикую российскую рыбу, готовы брать оптом и платить быстро. Хотя наша компания ежегодно 85 - 87% продукции реализует на внутреннем рынке. Большую часть времени в году именно российский потребитель дает лучшую цену. Другое дело, сразу после пересечения границы начинается взаимодействие с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Росрыболовством, пограничной и таможенной службами. Пока оформишь все нужные сертификаты, может попросту закончиться срок реализации. При поставке на экспорт иначе. В Японии и Корее понимают, что рыба из экологически чистого места, воспринимают этот белок из России благом для своих стран: дают режим максимального благоприятствования.

Нашим торговым сетям проще купить уже упакованную семгу с Фарерских островов.

Даже в советские времена дефицита дикой морской капустой были завалены все магазины, а сейчас её приходится специально разводить.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Почему бы ассоциациям рыбаков не открыть свои сети магазинов?

- Это как шахтерам, работающим в забое, предложить самим заняться сбытом и транспортировкой угля. Проще продать за границу. Вы спросили, почему нет в магазине вкусной свежей рыбы. Потому, что она есть за границей. Потому, что там создали для этого условия. Самое обидное, что часть экспортируемой рыбы мы покупаем потом назад в виде готовой продукции. Знаете, у какой рыбохозяйственной компании постсоветского пространства самый большой оборот? У «Санта-Бремор» из Беларуси, где вообще нет моря. Если прибавочную стоимость формируют вместо тебя - это плохо. Из Китая наш ретейл получает около 500 позиций. Например, филе минтая. А это наш же минтай. Дорожная карта возвращения российской рыбы в страну сейчас выражена стимулированием переработки - предоставлением инвестиционных квот на вылов. То есть рыбаку добавляется дополнительная квота, разрешенный объем вылова в обмен на обязательство построить перерабатывающий завод.

Мужчин на консервном конвейере мало - не выдерживает психика.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Кстати, на вылов иваси квоты вообще не требуются. Но иваси ассоциируется только с «Доброфлотом».

- Мы не одни ловим. Но мы единственные восстановили лов иваси традиционным способом, позволяющим сохранить потребительские качества. Иваси рыба с нежным жиром - если ловить тралом, то она помнется-подавится. И потом пригодна лишь для переработки в рыбную муку.

Потребление рыбы на душу населенияФото: Рушан КАЮМОВ

- Кроме России, кто-то ловит иваси?

- Японцы сейчас тоже наращивают добычу: вышли на 300 - 400 тыс. тонн. Когда СССР вылавливал 1 млн. тонн, японцы в этой же акватории вылавливали 3 млн. тонн. Но у них почти весь объем шел на непищевые цели: на рыбную муку и жир. Готовить из иваси вкусный продукт в свое время научились только советские технологи.

Гастарбайтеры из Северной Кореи разделывают рыбу быстрее любого автомата.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- То есть японцы и сейчас свои 300 - 400 тыс. тонн пускают на муку и фармацевтику?

- Сохранить именно потребительские качества можно, лишь перерабатывая в море. У Японии сейчас нет возможности такой переработки. А перевозка даже в течение двух суток приводит к окислению. Рыбий жир ведь быстро окисляется. А в иваси 22% жира. Если не обработать улов за 2 - 3 часа, то он, считай, потерян - дальнейшее использование лишь в технических целях. И Япония сегодня добывает иваси на рыбную муку, жир и корм для другой рыбы.

- А сколько мы сейчас вылавливаем иваси?

- В этом году общий вылов российских рыбаков - 11,5 тыс. тонн, из которых 10 тыс. тонн - за нашей компанией. Мы из нее произвели в основном пресервы. Ведь именно пресервы позволяют сохранить и вкусовые качества, и полезные свойства уникальных жирных кислот в полном объеме.

В консервные банки рыбу закатывают сырой, а только потом проходит термообработку-стерилизацию в автоклаве.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

- Сколько стоит такая баночка?

- В баночке пресервов - тушка. Потрошеная, без головы и хвоста. Засоленная без термической обработки. Вес нетто - 588 г, на который идет 1 кг исходной рыбы. Оптовая цена - 126 руб. В рознице в Москве эта баночка стоит 200 руб. В прошлом году мы выпустили экспериментальную партию в 300 тыс. баночек, но они были раскуплены прямо в Приморье. В этом году иваси впервые дойдет и до центральных регионов России.

Александр Ефремов и сам закусывает только иваси, приготовленным в море.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ

 
По теме
Суд назначил 38-летнему жителю Лопатинского района Пензенской области, который повторно попался за рулем в нетрезвом виде, 200 часов обязательных работ с лишением права управления транспортными средствами на два года.
Фото: https://penza-gorod.ru/ - Penza-Post.Ru Рабочая группа Ленинского района 27 марта 2024 года совершила обходы домов, расположенных по улицам Калинина, Гоголя, Лебедевской, Пески и Тельмана, с целью проведения с семьями «группы риска» профилактических работ.
Penza-Post.Ru
Акция «Защити себя от туберкулеза». - Пензенский район Волонтеры культуры с. Ленино провели акцию «Защити себя от туберкулеза». Основной целью акции является привлечение внимания к проблемам туберкулеза, информирование об опасности заражения туберкулезом,
Пензенский район
Жители Сердобска посмотрели трансляцию спектакля «Путь левой руки» - Драматический Театр им. А.В. Луначарского 28 марта в историко-краеведческом музее города Сердобска прошла интернет-трансляция спектакля Пензенского драматического театра по пьесе Ольги Михайловой «Путь левой руки»,
Драматический Театр им. А.В. Луначарского