В крови пилота разбившегося Як-42 обнаружен препарат, замедляющий реакцию

Применявший лекарство Игорь Жевелов вместе с командиром Андреем Соломенцевым разбили самолет.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в рекордные сроки подготовила отчет о результатах работы.

Напомним, катастрофа Як-42 произошла в ярославском аэропорту Туношна 7 сентября 2011 года. На борту находились 45 человек: 37 пассажиров, включая весь состав хоккейного «Локомотива», и восемь членов экипажа. Спастись удалось только инженеру по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александру Сизову .

По данным МАК, самолет перед вылетом из Ярославля был полностью исправен.

- Причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа, который во время взлета давил на тормоза, - заявил Алексей Морозов, председатель технической комиссии МАК . - Выяснить, оба ли пилота либо один из них жали на тормоза, не представляется возможным.

Способствующим крушению фактором названы серьезные нарушения в процессе переучивания членов экипажа с Як-40 на Як-42. Эксперты установили, что в авиакомпании «Як-Сервис» (она уже лишена лицензии) организация летной работы была пущена на самотек.

Командир воздушного судна Андрей Соломенцев имел солидный налет в 6954 часа, однако на Як-42 он налетал всего 1525 часов, а в должности командира - 481 час. Второй пилот Игорь Жевелов имел еще больший налет - 13 492 часа, из которых на Як-42 он налетал 613 часов. Основной налет у пилотов был именно на Як-40, однако в механизмах педалей тормоза у этих моделей есть существенные различия.

- Переучивание командира воздушного судна (КВС) и второго пилота проходило с грубым нарушением - не в полном объеме и с большими перерывами, - говорит Алексей Морозов.

Кроме того, в организме второго пилота специалисты обнаружили запрещенный законом при выполнении полетов препарат фенобарбитал, влияющий на деятельность ЦНС. Иными словами - депрессант, затормаживающий психику.

- Из заключения неврологов следует, что с 2002 года у второго пилота отмечалось снижение рефлексов на ногах, а с 2005 года - на руках, что говорит о развитии полинейропатического синдрома, - отмечает председатель техкомиссии. - Обнаруженный в крови препарат фенобарбитал оказывает тормозящее действие на центральную нервную систему.

Судя по всему, Игорь Жевелов скрывал серьезную болезнь от руководства и медиков авиакомпании, он обращался за медпомощью в частном порядке. По мнению невролога Виктора Косса, фенобарбитал пилот мог принимать как раз для того, чтобы скрыть при предполетном медосмотре свое заболевание. Кстати, неврологами это лекарство давно не выписывается, его можно достать только через «своих».

Даже учитывая все эти факторы, по мнению МАК, катастрофы можно было избежать, если бы не роковые ошибки экипажа. Сначала они неверно определили скорость, при которой стоит принимать решение о взлете. Затем - во время разбега - пилоты с переменным усилием жали на тормоза. Далее Андрей Соломенцев, по версии экспертов, отодвинул штурвал от себя, то есть дополнительно прижал нос самолета к земле. Бортинженер воспринял этот импульс и перевел двигатели на малый газ. Второй пилот отреагировал на это фразой «Че ты делаешь-то?». После чего КВС тут же взял штурвал на себя, а бортинженер после команды «Взлетный» снова установил двигатели на полную мощность. Это привело к снижению скорости, взлетные обороты восстановились только через шесть секунд. Все это свидетельствует о сильной рассогласованности действий экипажа.

Далее пилоты видят перед собой приближающийся конец взлетки, борт трясет, начинается паника, потому что самолет по-прежнему не набирает скорость отрыва. По данным МАК, скорость держится на 185 км/час. Не исключено, что командир не прервал взлет из-за того, что при условиях торможения на грунте произошло бы неминуемое разрушение самолета, к тому же мог быть сорван ответственный матч...

Командир продолжил взлет, выкатившись на грунт. Пилоты вывели стабилизатор и рули высоты на максимальные положения, вдвое превышающие необходимые, с неимоверной силой начали тянуть штурвал на себя, продолжая упираться ногами в педали тормоза. Все это отрывает машину от земли, самолет резко вздергивает нос, поднимается на 5 - 6 метров, за доли секунды заваливается влево и разбивается. Экипаж просто не успевает отдать штурвал на себя, чтобы скорректировать угол отрыва. В момент, когда шасси оторвались от земли, самолет уже был обречен...

Между тем родственники погибших пилотов, получив отчет МАК, требуют независимого расследования.

 
По теме
Суд назначил 38-летнему жителю Лопатинского района Пензенской области, который повторно попался за рулем в нетрезвом виде, 200 часов обязательных работ с лишением права управления транспортными средствами на два года.
Фото: https://penza-gorod.ru/ - Penza-Post.Ru Рабочая группа Ленинского района 27 марта 2024 года совершила обходы домов, расположенных по улицам Калинина, Гоголя, Лебедевской, Пески и Тельмана, с целью проведения с семьями «группы риска» профилактических работ.
Penza-Post.Ru
Акция «Защити себя от туберкулеза». - Пензенский район Волонтеры культуры с. Ленино провели акцию «Защити себя от туберкулеза». Основной целью акции является привлечение внимания к проблемам туберкулеза, информирование об опасности заражения туберкулезом,
Пензенский район
Неделя детской книги - Иссинский район В рамках «Международной недели детской книги» в библиотеках Иссинского района прошли разные мероприятия для учащихся начальных классов.
Иссинский район
В Пензе театральных деятелей отметили региональными и общественными наградами - ПензаСМИ Представители театрального сообщества отметили свой праздник. В Пензенском областном драматическом театре имени Луначарского состоялось торжественное мероприятие, посвященное профессиональному празднику служителей Мельпомены.
ПензаСМИ