Условия субсидирования, порядок предоставления льгот, формирование цен для авиаперевозчиков и потребителей, а также планы на будущее стали главными темами эксклюзивного интервью ГТРК «Пенза» с директором регионального аэропорта Юрием Осколковым.
— Юрий Иванович, новость о том, что расширена программа субсидирования региональных авиарейсов, стала ожидаемой или скорее неожиданной? Тем более, что с начала года об этом речи не шло.
— Мы рассчитывали, что будут такие рейсы. Вопрос в другом — какие условия и маршрутная сетка? Это обсуждаемый вопрос. А то, что эти перевозки будут, — мы ждали их. Особенно ждали рейс на Казань, потому что он пользуется популярностью. Постановление вступило в силу, оно действует. Правда, пока есть определенные разногласия в прочитке документа. Самого субсидирования пока как бы нет. Потому что договор должен быть с субъектом РФ, но авиакомпании уже выполняют рейсы «Пенза — Казань», «Пенза — Ижевск», «Пенза — Нижний Новгород» по прошлогодней цене — по цене субсидированных перевозок. Каким образом будет урегулироваться вопрос? Это отношения авиакомпании и бюджета. Они должны урегулировать между собой.
— Из чего складывается это понятие «субсидируемые перевозки»? О каких суммах идет речь?
— Принцип заложен следующий: 50% оплачивает пассажир и остальную часть платит бюджет. Это федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ. Условно, по прошлому году, авиакомпания получила от Пензенской области субсидирование в 7,5 млн. рублей. Соответственно, столько же из федерального бюджета. Суммарно она получила 15 млн. рублей и плюс авиакомпания получает деньги с пассажиров. Такова цена вопроса.
— Какие направления из этого расписания для пензенцев привычные, а какие новые?
— Единственное направление новое — это Ижевск. Казань — популярное направление. Нижний Новгород — тоже все это время летали люди. Там еще четвертый маршрут есть — Киров. Но он пока под вопросом. Авиакомпания сама не знает, будет она выполнять или нет. А вот Ижевск ожидаемо, что будет пользоваться популярностью. У нас Казань получается пять раз в неделю. Выпадают у нас дни — среда и воскресенье. По принципу челночных перевозок. Приходит из Нижнего, уходит на Казань. Приходит из Ижевска, уходит на Казань. То есть, частота — пять раз в неделю на Казань и она соответствует три — Нижний Новгород и два — Ижевск. Это та же авиакомпания «Менеджмент-групп» на восьмиместных «Пилатусах» выполняет.
— Как составляется это расписание? Учитываются ли пожелания регионов при этом?
— Ранее авиакомпания нас запрашивала. Более того, мы на уровне правительства чертили эту сетку — надо, не надо. В этом году почему-то регионы не спросили. Авиакомпания сама подала заявки и сама получила разрешение. Несмотря на то, что мы ожидали, что это будет, но все прошло без нашего участия.
— Для обычного пассажира субсидируемая перевозка означает адекватную цену на самолет. О каких ценах идет речь?
— Билеты, в зависимости от направления — около 3,5–4 тыс. рублей. Вторая часть этой стоимости вносится из федерального и местного бюджетов. То есть фактически билет по себестоимости должен для авиакомпании стоить 7 тыс. рублей.
— Стал в последнее время выше интерес людей с авиаперелетам?
— Ну, вы же почувствовали. 106 тыс. пассажиров мы перевезли в прошлом году. В 2015 году было 95 тыс. человек. И у нас из года в год идет повышение уровня. И в этом году, думаю, будет 10–17% роста пассажиропотока.
— По вашим прогнозам, какова будет судьба программы субсидирования региональных перевозок. Чего нам ждать, к примеру, в следующем году?
— Изначально пилотный проект был инициирован полпредом. Это их идея, направленная на развитие авиации в регионе. Это актуально и делается на Дальнем Востоке, в Сибири. И там сложное передвижение. Ну и мы попали в эту программу. Авиаперевозки есть и будут осуществляться. Чтобы пассажир знал, что он пять раз в неделю улетит в Казань. Мое мнение, по нашему региону нужно увеличение вместимости судов. Хватит, наверное, восьмиместными летать. Надо переходить на более вместительные суда. Это выгодно и авиакомпании, и аэропорту, и пассажиру. Что такое восемь человек? Да нет ничего. Вот пришла спортивная команда — ни туда, ни сюда. Надо переходить ко второй ступени — увеличивать вместимость судов на данных направлениях. Я не случайно говорю про Казань — это направление раскрученное. Ижевск — да, стоит год покатать, посмотреть. Но вообще назрела пора переходить на более вместительные суда.
— Спасибо за беседу.
Подробности в программе «Экономика»
Группы телеканала «Россия 1. Пенза»
Источник: ГТРК “Пенза”