«Парк Белинского»: на поводу у читателей

28 июня 2016 г. в ресторане «Застолье» состоялась презентация очередного номера журнала «Парк Белинского».
Краткий обзор
Напомним: изначально предполагалось, что «Парк Белинского» будет выходить 4 раза в год. Однако в связи с затяжным кризисом журнал становится выпускать все труднее и труднее. Но на  один выпуск в год возможностей пока хватает.
Главный редактор «Парка Белинского» Валентин Мануйлов отметил, что журнал тяжело было подготовить и в плане подбора материалов. Тем не менее очередной номер был собран и сверстан.
Валентин Мануйлов: «В некоторой степени, я пошел на поводу у читателей. По мере того как я получал обратную связь, я понимал, что люди все-таки предпочитают тексты облегченные – художественную прозу, поэзию, научно-популярные тексты».


В результате основу нового номера журнала составили именно такие «облегченные» тексты.
По традиции, для обложки «Парка Белинского» была использована картина художника Виктора Норкина. В этот раз полотно под названием «Колеса моей телеги». Валентину Мануйлову так понравилась эта картина, что он взял ее на обложку «с пылу, с  жару», когда художник еще только завершал работу над ней.
Как обычно, в ходе презентации редактор коротко рассказал о тех текстах, что составили новый журнал, о том, как и почему они там появились.
Открывает номер статья Александра Ципко, доктора философских наук, одного из главных антисоветчиков страны. Его работа называется «О родстве национал-социализма и большевизма». Валентин Мануйлов специально оговорился, что опубликовал этот текст после консультации с юристом. Ведь тема статьи Ципко может быть воспринята, мягко говоря, неоднозначно.
Следующий текст – рассказ Владимира Айтуганова «Танго». Один из читателей высказал мнение, что повествование у автора получается очень живописным, динамичным – в этом его сильная сторона.
У Валентина Мануйлова была задумка показать гостям презентации фотографии людей, с которых были списаны герои рассказа «Танго». Однако эти «прототипы» заскромничали, пожелали остаться неизвест-ными.


В новом номере «Парка Белинского» можно прочесть несколько глав из романа Михаила Вайнера, ставшего уже постоянным автором журнала. Напомним, Вайнер жил в Пензе с 50-х и до 90-х годов, потом эмигрировал и поселился в США. Его роман «Весна-осень сорок четвертого» был написан уже в Америке.
В новом номере «Парка Белинского» опубликованы несколько глав романа с одной сквозной линией.
Традиционная рубрика «Культурный  слой» в этот раз представлена статьей Марины Мануйловой  «Человек Возрождения». Главный герой этого материала – пензенская художница Людмила Маневич. Название статьи родилось благодаря фразе другой пензенской художницы – Натальи Сюзевой. Та сказала как-то о Маневич: «Люся – это человек Возрождения. Она умеет все».
И действительно, Людмила Маневич преуспела и в живописи, и в графике, и в скульптуре, и в декоративно-прикладном искусстве. Несколько картин художницы можно увидеть в цветной вкладке журнала.
Следующий автор, Василий Щукин (профессор, филолог, живет и работает в Кракове), не имеет прямого отношения к Пензе. Зато его текст напрямую связан с темой, которую последовательно продвигает и «Парк Белинского», и «Улица Московская» – с темой важности семейной истории.
«Моя родня: Куншины» – это главы из воспоминаний Щукина, рассказы о примечательных случаях из жизни его родственников. Валентин Мануйлов полагает, что сейчас мы находимся на волне интереса к семейной истории, и поэтому данный текст представляется актуальным.
Далее в журнале идет рассказ Василия Копашина «Подработка» – небольшой эпизод из жизни военных, служивших на Дальнем Востоке. Валентин Мануйлов полагает, что преимуществом данного текста (и произведений данного автора вообще) является его «неприглаженность», натуралистичность.


После некоторого перерыва в журнале вновь появились стихи Марии Сакович. За 2 года ее «лирический герой» стал более резким, тон стихов и их настрой заметно поменялись. Сам Валентин Мануйлов некоторое время пребывал в сомнениях – нравятся ему такие стихотворения или нет. В итоге лирические произведения из цикла «Мне всегда не хватает чего-то…» были опубликованы. Значит, редактору все-таки понравилось.
Сама Мария Сакович чуть позже подтвердила: действительно, разница с ее более ранними стихами имеет место быть.
Завершает номер текст за авторством Михаила Архангородского «Каток истории: рассказ Эди Готсбан». Здесь вновь поднимается тема устной истории, хранящейся в семье.
Данный текст уже давно готовился к публикации, однако Валентин Мануйлов все искал подходящее для него название. И когда оно случайно родилось, то оказалось, что «Каток истории» в перспективе может стать названием даже не для одного рассказа, а для целого цикла.


Мнения после первого прочтения
Культуролог Лариса Рассказова уже много лет следит за судьбой «Парк Белинского», за качеством текстов, публикуемых в журнале. До презентации она успела ознакомиться с большей частью материалов и составить о них свое мнение.


По поводу авторов свежего номера Рассказова высказалась так: это в основном те, кому уже исполнилось 50 лет, но еще нет семидесяти. Для самой Ларисы Рассказовой было интересно сравнить жизненные наработки людей того же поколения с собственным мироощущением.
Негативный момент, который она отметила – в новом журнале мало пензенских материалов про пензенскую историю и ее героев. Хотя некоторые авторы каким-то образом и связаны с нашим городом, но собственно пензенской тематики в журнале маловато, и это Ларису Рассказову печалит.
Некоторые тексты, которые Валентин Мануйлов отнес к художественным, Рассказова таковыми не считает. Скажем, «Подработка» Копашина – это фактически мемуары, а не художественная литература.
Что касается Василия Щукина, то его повествование о родственниках не показалось Рассказовой настолько важным, чтобы включать его в список публикаций журнала. «Бесконечное перечисление родственников, какие-то бесчисленные тети, дяди, и у них по куче детей. Мне кажется, что общекультурного интереса они не очень представляют», – говорит Рассказова.
Валентин Мануйлов, в свою очередь, ответил на критику, что, мол, обычные истории обычных людей не слишком интересны для читателей. «Абсолютное большинство людей – это не великие, не особенные люди. История повседневности достойна того, чтобы быть написанной», – считает Мануйлов.
Кроме того, подобные тексты призваны побуждать людей к тому, чтобы они тоже начинали интересоваться историей собственной семьи. «Смотрите, как делают другие, и пишите сами», – такой посыл заложен в материалах о семейной истории.
Рассказ «Танго» Ларисе Рассказовой понравился. Это действительно художественная литература, полагает она.
Пришелся по душе Ларисе Рассказовой и материал о Людмиле Маневич. Его автора, Марину Мануйлову, вообще приятно читать,  говорит Рассказова. Видно, что автору интересно разбираться в творчестве другого человека.
Обычно Лариса Рассказова не слишком благосклонно относится к творчеству Михаила Вайнера. Однако главы романа «Весна-осень сорок четвертого» ей понравились.  Герой этой линии – человек из народа, из массы, не интеллигент с постоянной рефлексией. Ситуация, в которой он оказался (молодому человеку предложили стать «стукачом»), тоже описана без особой патетики. Это Лариса Рассказова оценивает положительно.
Она заметила, впрочем, что в «Парке Белинского» подряд даны избранные главы – 3, 5, 13 и 22. Возможно, при чтении всего романа с начала до конца та динамичность повествования, что так понравилась Рассказовой, будет утеряна.
Статью Александра Ципко Лариса Рассказова прочитать не успела. Зато ее прочел и прокомментировал пензенский философ Андрей Мясников. Он отметил: тема статьи серьезная. О ней хотелось бы говорить с юмором, но не получится.


Андрей Мясников полагает, что старшее поколение россиян живет, неся в себе стереотипы советской эпохи. Александр Ципко разрушает эти стереотипы, и этим он близок пензенскому философу.
«Я не буду останавливаться на сравнении национал-социализма и большевизма», – сказал Мясников. Основная идея статьи, как ее понял философ: и большевизм, и национал-социализм – это идеологии геноцида. Одна – по этническому принципу, другая – по классовому. В основе обеих лежит человеконенавистничество.
Но важнее для Андрея Мясникова то, что статья, по его мнению, напрямую касается современности. Россия, как полагает философ, находится сегодня в состоянии скрытой войны, а идеологема «цель оправдывает средства» актуализируется и в настоящее время.
Андрей Мясников: «Идеология войны, которая нам сейчас навязывается, ведет нас в тупик».
Философ полагает, что статья Александра Ципко правильная, такие статьи должны появляться. А то, что она вызывает дискуссии, это даже хорошо.


Завершалась презентация «Парка Белинского», впрочем, на более лиричной ноте, а именно чтением вслух стихов Марии Сакович.

 
По теме
Фото: https://penza-gorod.ru/ - Penza-Post.Ru Рабочая группа Ленинского района 27 марта 2024 года совершила обходы домов, расположенных по улицам Калинина, Гоголя, Лебедевской, Пески и Тельмана, с целью проведения с семьями «группы риска» профилактических работ.
Penza-Post.Ru
Акция «Защити себя от туберкулеза». - Пензенский район Волонтеры культуры с. Ленино провели акцию «Защити себя от туберкулеза». Основной целью акции является привлечение внимания к проблемам туберкулеза, информирование об опасности заражения туберкулезом,
Пензенский район
Неделя детской книги - Иссинский район В рамках «Международной недели детской книги» в библиотеках Иссинского района прошли разные мероприятия для учащихся начальных классов.
Иссинский район