Семинар получился масштабным, собрав работников системы образования не только региона, но и рес. Мордовия, рес. Татарстан, рес. Башкирия и Нижегородской области. Эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» выбрали именно Пензу для проведения семинара неслучайно: наш регион является одним из лидеров по внедрению инновационных программ.
Эффективные региональные модели и механизмы реализации направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» представила Ирина Барыкина, начальник отдела развития общего и дошкольного образования Министерства образования Пензенской области. Ирина Викторовна пояснила и причину, почему Пензенская область в ряду первых откликается на все инновации и проекты:
- Участие в пилоте позволяет точно сконцентрировать ресурсы и силы для реализации проектов, выиграть время для совершения ошибок и приобретения опыта. Так, по новым образовательным стандартам у нас занимаются уже четвероклассники. Но мы поняли, что кроме федеральных нам необходимы и региональные проекты. Так появились проекты «Начальная школа – 6 шагов навстречу», «Живи, село». Введен курс «Семьеведение». Развивается Лига новых школ. Ключ к успеху мы видим в реализации индивидуальной проектной и творческой деятельности школьников: наличие портфолио и исследовательских проектов должны стать обязательными для каждого ученика. А меры, предпринимаемые для укрепления здоровья школьников, можно считать, - конек Пензенской области.
Заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Анастасия Белолуцкая и команда экспертов прочли ряд важных лекций для педагогического сообщества. С результатами мониторинга реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году познакомила руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики «Эврика» Елена Петряева. По этим данным доля учеников, которым предоставлены современные условия образования, составляет почти 90%, это один из высочайших показателей по стране. Анастасия Белолуцкая выступила с докладом об эффективных моделях обеспечения работы с талантливыми детьми. Она отметила, что залог успеха в этом отношении – сетевое взаимодействие. Между школами, системой профобразования и системой дополнительного образования. Именно на этом акцентируется работа в Пензенской области. Эксперт В.К.Бацын рассказал об эффективных моделях и проблемах здоровьесбережения детей в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Причем эксперт призвал понимать под здоровьем не только физическую составляющую, но рассматривать это понятие шире, включая сюда и душевное здоровье ребенка. Экспертом Н.Г.Типенко были рассмотрены эффективные финансово-экономические механизмы реализации самостоятельности школ.
После лекционной части присутствующим предстояло проработать прослушанные темы в проектных группах. Обсудить и высказать свое видение проблемы мог каждый, попытавшись таким образом совместно отыскать оптимальные решения трудных вопросов.
Семинар получился многогранным и многоаспектным, а потому очень полезным для всех участников.