Представление ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области об устранении нарушений санитарного законодательства № 63 от 27 апреля 2018 года оставлено в силе
11 .07.2018 г.
ООО «Альфа Пенза» обратилось в суд с административным иском об оспаривании предписания об устранении нарушений санитарного законодательства № 63 от 07 мая 2018 года к ТО Управления Роспотребнадзора по Пензенской области, Управлению Роспотребнадзора по Пензенской области, просило признать представление от 07 мая 2018 года № 63 незаконным.
В обоснование заявленных требований указало, что по результатам плановой выездной проверки 07 мая 2018 года административным ответчиком в отношении ООО «Альфа Пенза» было вынесено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства. Полагая, что данное представление является незаконным и необоснованным, административный истец указывает, что обязанность по обеспечению норм складирования продуктов, имеющих специфический запах, и продуктов, воспринимающих запахи а также по проведению производственного контроля с применением лабораторных исследований возложена на общество незаконно. Считает, что проверка была проведена неправомерно. В распоряжении, на основании которого она проводилась, не были указаны адреса обособленных подразделений фактических мест проведения плановой проверки, что является грубейшим нарушением законодательства. В размещенном на сайте Управления Роспотребнадзора по Пензенской области плане проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год указаны адреса фактического места нахождения Общества, по которым будет проводиться проверка. Однако, магазин, расположенный по адресу : Пензенская область, г.Нижний Ломов, ул.Сергеева, 62г, в данном перечне отсутствует. Также на сайте размещен приказ от 01 декабря 2017 года № 146 «Об утверждении плана проведения плановых проверок на 2018 год, которым предписано проводить мероприятия по надзору строго в соответствии с утвержденным планом. Административный истец не согласен с замечанием о нарушении требований пункта 7.6 Санитарных Правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", поскольку данная норма предусмотрена для продукции, которая не упакована в индивидуальную вакуумную упаковку.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Пензенской области – Б.Н.П., действующая на основании доверенности от 18.01.2018 №444/1, административные исковые требования не признала, пояснив, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора на основании распоряжения от 15.03.2018 № 373/ТР проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Альфа Пенза». Проверка проведена в соответствии с ежегодным планом, согласованным с Генеральной прокуратурой. В данном плане указано наименование юридического лица (ООО «Альфа Пенза») в целом, при этом обязательное указание фактического места нахождения обособленного структурного подразделения, в отношении которого планируется проведение проверки, действующим законодательством не предусмотрено. При проведении проверки должностным лицом Роспотребнадзора были выявлены нарушения в части несоблюдения требований товарного соседства и норм складирования в соответствии с пунктом 7.6 Санитарных Правил 2.3.6.1066-01, а также невыполнения программы производственного контроля, включающего лабораторно-инструментальные исследования. В соответствии с требованиями санитарного законодательства продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи) должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи. Разделения относительно того, упакована продукция в вакуумную упаковку или нет, не имеется. Магазин осуществляет розничную торговлю скоропортящееся продукцией, поэтому проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в данном случае является обязательным. Поскольку протоколы лабораторных исследований при проверке предоставлены не были, должностным лицом обоснованно было выдано представление об устранении выявленных нарушений. Просила в удовлетворении требований отказать.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с частями 3 и 12 статьи 9 указанного Федерального закона плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области N 373/ТР от 15 марта 2018 года проведена плановая выездная проверка ООО «Альфа Пенза» с целью контроля за соблюдением требований действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно утвержденного и согласованного с Генеральной прокуратурой РФ плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год. Срок проведения проверки : 20 рабочих дней ( с 19 апреля 2018 года по 21 мая 2018 года.
Данное распоряжение в установленном порядке направлено проверяемому юридическому лицу- ООО «Альфа Пенза» 19 марта 2018 года и получено им 28 марта 2018 года.
Таким образом, вопреки доводам административного истца о неправомерности проведенной проверки, порядок организации и проведения выездной плановой проверки административным органом соблюден, нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ не допущено.
Неуказание в приведенных выше плане проверок и распоряжении адреса фактического .местонахождения объекта проверки - магазина «Красное & Белое» по адресу: г.Нижний Ломов, ул.Сергеева, 62г, нарушением не является, поскольку законом не предусмотрено.
Производственный контроль включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (пункт 2.4 СП 1.1.1058-01).
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля
утверждаетсяруководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами (пункт 2.6 СП 1.1.1058-01).
Категории объектов, на которых осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний перечислены в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01.
Таким образом, из вышеприведенных положений СП 1.1.1058-01 следует, что производственный контроль в форме лабораторных исследований и испытаний проводится в случае, если проведение таких исследований и испытаний прямо предусмотрено санитарными правилами с учетом категории объекта, вида осуществляемой деятельности и т.д.
Деятельность ООО «Альфа Пенза» определена в Уставе, согласно которому предметом деятельности общества являются в том числе: розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая, напитки, и табачными изделиями; розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Таким образом, поскольку в магазине «Красное & Белое», расположенном по адресу : Пензенская область, г.Нижний Ломов, ул.Сергеева, 62г, реализуются пищевые продукты, осуществление производственного контроля в форме лабораторных исследований для административного истца является обязательным. Следовательно, доводы о том, что Общество не относится к числу объектов, на которых в ходе производственного контроля осуществляются лабораторно-инструментальные исследования, являются несостоятельными.
Представленные в материалы дела программы производственного контроля составлены с нарушением требований действующего законодательства. Сведения о проведении Обществом в указанном выше предприятии розничной торговли (магазин «Красное & Белое» по адресу : Пензенская область, г.Нижний Ломов, ул.Сергеева, 62г) лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля отсутствуют.
в ходе плановой выездной проверки было установлено нарушение пункта 7.6 Санитарных Правил 2.3.6.1066-01, что выразилось в хранении в охлаждающей витрине сельди совместно с колбасными изделиями.
В соответствии с пунктом 7.6 СП 2.3.6.1066-01 при хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи.
Исходя из изложенного, исполнение вышеназванного требования Санитарных правил для Общества является обязательным.
При этом довод представителя административного истца о том, что восприятие запахов исключается ввиду реализации товаров в вакуумной упаковке, не свидетельствует об отсутствии нарушения пункта 7.6 СП 2.3.6.1066-01.
Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 25.06.2018 №2а-313/2018 в удовлетворении административных исковых требований ООО «Альфа Пенза» к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области об оспаривании предписания об устранении нарушений санитарного законодательства № 63 от 07 мая 2018 года отказано.