А.В. Щипков: Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков, доктор политических наук, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Госдумы, член Общественной палаты РФ

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство» . Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов — это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом «нерелигиозности». При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости — без приставки «не» и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

1.  Секулярность не монолитна . На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».

2.  Секулярность идеологична . Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности — идеологическое. Отсюда и термин «секуляризм» («секуляристский») — обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать «вульгарного примитивного понимания светскости» как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.

3.  Секулярность не антирелигиозна . Отделение церкви от государства — важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность — нет.

4.  Секулярность  (как и религиозность)  не может быть критерием социальной или культурной «полноценности» . Понятие «секулярность» долгое время было сцеплено с классической дихотомией «современное — традиционное». Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время «традиционного общества» и время «общества модерна».

5.  Секулярность  (как и религиозность)  мифологична . Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: «Светское государство… регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования». Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, «белое с горячим». Гражданских, а не церковных — было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы — близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской «Солидарности»? Протестантизм — во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм — в израильском обществе? Конфуцианство — в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии «гражданское — религиозное» абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай — это наследие той самой, по словам В.Путина, «вульгарной трактовки светскости», для которой религия — это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы «преодолена» наукой. Данная точка зрения давно устарела. От «единого научного мировоззрения» мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор — первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века — это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества — какими бы они ни были — поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать «более атеистические» и «более религиозные» государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства:  «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа» . То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу — ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии — есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

 
По теме
В Пензе губернатор пожертвовал дневной заработок на храм и призвал последовать его примеру - ИА PenzaNews Губернатор Иван Белозерцев сообщил, что написал в бухгалтерию областного правительства заявление о перечислении своего дневного заработка на строительство Спасского кафедрального собора в Пензе и предложил депутатам Зако
21.06.2018
IMG_9038 - Пензенская Епархия В среду 20 июня 2018 года в следственном изоляторе №1 УФСИН России по Пензенской области состоялась встреча сотрудника отдела по тюремному служению Пензенской епархии иерея Михаила Земцова с подследственными.
21.06.2018
 
Белозерцев предложил депутатам пожертвовать часть зарплаты на храм - ИА Пенза-Пресс Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев предложил депутатам Законодательного Собрания взять пример с правительства и пожертвовать часть зарплаты на строительство двух религиозных сооружений — Спасского собора и меч
21.06.2018
В Церкви приветствовали попытку критического осмысления трансгуманизма - Пензенская Епархия Москва, 20 июня . Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда приветствовал выход в свет исследования Русской экспертной школы, посвященного вызовам трансгуманизма.
21.06.2018
s0002 - Пензенская Епархия Вечером 20 июня 2018 года, в среду седмицы 4-й по Пятидесятнице, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил вечерню и утреню с акафистом святителю Иннокентию Пензенскому в Успенском кафедральном соборе в Пензе.
20.06.2018
 
P1050458 - Пензенская Епархия В минувшие выходные, с 16 по 17 июня 2018 года, паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в одно из святых мест села Дивеево Нижегородской области.
20.06.2018
IMG_6925 - Пензенская Епархия 17-18 июня 2018 года в Городищенском районе состоялось мероприятие, организованное по инициативе помощника Городищенского церковного округа в сфере образования и катехизации священника Александра Рысина и тренера-препода
20.06.2018
 
_DSC0424 - Пензенская Епархия При храме преподобного Серафима Саровского города Пензы длительное время существует вещевой склад, куда многие приносят одежду, обувь, средства личной гигиены.
20.06.2018
Пензенские подростки станут участниками профилактических тренингов «Жить открыто, с удовольствием и долго» - Минздравсоцразвития В понедельник, 25 июня 2018 года, и вторник, 26 июня 2018 года, студенты Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий и Пензенского базового медицинского колледжа станут участниками профилактических трен
21.06.2018 Минздравсоцразвития
В редакцию «Заречья сегодня» обратилась местная жительница. Она рассказала, что вечером 20 июня около 19 часов около ТЦ «Дубрава» три велосипедиста-подростка сбили женщину и скрылись.
21.06.2018 Заречье
s0002 - Пензенская Епархия Вечером 20 июня 2018 года, в среду седмицы 4-й по Пятидесятнице, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил вечерню и утреню с акафистом святителю Иннокентию Пензенскому в Успенском кафедральном соборе в Пензе.
20.06.2018 Пензенская Епархия
IMG_9038 - Пензенская Епархия В среду 20 июня 2018 года в следственном изоляторе №1 УФСИН России по Пензенской области состоялась встреча сотрудника отдела по тюремному служению Пензенской епархии иерея Михаила Земцова с подследственными.
21.06.2018 Пензенская Епархия
9 июня 2018 года в Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь из Свято-Троицкого женского монастыря г. Симферополь доставлена частица мощей святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского,
15.06.2018 Газета Вадинские вести
В Пензе открыли выставку в честь 100-летия ВЛКСМ - Законодательное Собрание   Торжественное открытие исторической выставки, посвященной 100-летию ВЛКСМ, которое будет отмечаться 29 октября 2018 года, состоялось в Доме молодежи сегодня, 20 июня 2018 года.
20.06.2018 Законодательное Собрание
Председатель Законодательного Собрания Пензенской области В. К. Лидин поздравил башмаковцев с Днем России и 90-летием района.
21.06.2018 Башмаковский Вестник
Сама знаю Виктора Николаевича ровно 30 лет, но и для меня этот вечер стал настоящим открытием.
21.06.2018 Куранты-Маяк
И действительно, погода словно «вспомнила», что уже целая декада лета позади, и подарила по настоящему солнечный, теплый день.
21.06.2018 Газета Наша газета - Бессоновские известия
Певица Шакира замужем за испанским футболистом Жераром Пике восьмой год. Злые языки поговаривают, что у пары начались проблемы. Однако мы верим в лучшее! Фото: Instagram/globallookpress.com - Комсомольская правда Поддержать мужей на чемпионате мира по футболу в Россию прилетела и «женская сборная»: «Комсомолка» выбрала самых ярких красавиц среди жен футболистов,
22.06.2018 Комсомольская правда
На тракторе –  к новым победам! - Газета Сурская правда Семья Кадышевых из Лунинского района стала участником и победителем двенадцатых областных летних сельских спортивных игр.
21.06.2018 Газета Сурская правда
Полтысячи спортсменов из 27 муниципальных районов Пензенской области приняли участие в XII областных летних сельских спортивных играх, которые прошли в Башмаковском районе в минувшую субботу, 16 июля.
21.06.2018 Башмаковский Вестник
Мероприятие состоялось в субботу, 16 июня, в рабочем посёлке Башмаково. В соревнованиях приняли участие 27 муниципальных районов Пензенской области, это около 500 спортсменов.
21.06.2018 Газета Вадинские вести
В минувшую субботу семья белинцев Тикуновых вернулась из Саранска. Там состоялась матчевая встреча между сборными Перу и Дании в рамках чемпионата мира по футболу.
20.06.2018 Газета Сельская новь
Губернатор провел выездное совещание по строительству школы на Шуисте - Правительство Иван Белозерцев посетил объект в понедельник, 18 июня 2018 года.  В настоящее время здесь идет прокладка внутренних инженерных сетей, окраска фасада, утепление кровли, отделка помещений.
18.06.2018 Правительство
20 июня, состоялось очередное заседание проектного офиса «Безопасные и качественные дороги», которое провел Министр строительства и дорожного хозяйства Пензенской области Александр Гришаев.
21.06.2018 Министерство строительства и ЖКХ
В июне текущего года сотрудниками отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области бы
21.06.2018 TV-Penza.Ru