Новости города БезФормата.Ru
Пенза
Главные новости
 
Задать вопрос?

А.В. Щипков: Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков, доктор политических наук, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Госдумы, член Общественной палаты РФ

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство» . Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов — это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом «нерелигиозности». При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости — без приставки «не» и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

1.  Секулярность не монолитна . На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».

2.  Секулярность идеологична . Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности — идеологическое. Отсюда и термин «секуляризм» («секуляристский») — обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать «вульгарного примитивного понимания светскости» как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.

3.  Секулярность не антирелигиозна . Отделение церкви от государства — важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность — нет.

4.  Секулярность  (как и религиозность)  не может быть критерием социальной или культурной «полноценности» . Понятие «секулярность» долгое время было сцеплено с классической дихотомией «современное — традиционное». Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время «традиционного общества» и время «общества модерна».

5.  Секулярность  (как и религиозность)  мифологична . Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: «Светское государство… регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования». Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, «белое с горячим». Гражданских, а не церковных — было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы — близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской «Солидарности»? Протестантизм — во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм — в израильском обществе? Конфуцианство — в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии «гражданское — религиозное» абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай — это наследие той самой, по словам В.Путина, «вульгарной трактовки светскости», для которой религия — это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы «преодолена» наукой. Данная точка зрения давно устарела. От «единого научного мировоззрения» мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор — первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века — это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества — какими бы они ни были — поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать «более атеистические» и «более религиозные» государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства:  «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа» . То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу — ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии — есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

В.Р. Легойда призвал поставить семейный вопрос в центр общественного дискурса - Пензенская ЕпархияМосква, 20 ноября . Приветствуя проведение в Общественной палате РФ конференции «Нравственный климат в семье и традиционные ценности народов России»,
21.11.2017 Пензенская Епархия
В рамках православного лектория состоится встреча горожан со священником Виталием Зориным - Пензенская Епархия23 ноября 2017 года в читальном зале для взрослого населения (ул. Кирова, 69), состоится беседа настоятеля храма в честь новомучеников и исповедников Пензенских посёлка Монтажный иерея Виталия Зорина с верующими.
21.11.2017 Пензенская Епархия
0PLCWWQ4svI - Пензенская Епархия21 ноября 2017 г., в день чествования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, престольный праздник отметили прихожане Михайло-Архангельской церкви села Кочетовка Каменского района.
21.11.2017 Пензенская Епархия
В Сердобске прошли торжества по случаю престольного праздника Михайло-Архангельского кафедрального собора - Пензенская Епархия21 ноября Святая Православная Церковь чтит Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
21.11.2017 Пензенская Епархия
Пензенская православная община глухих и слабослышащих при храме в честь святой блаженной Ксении Петербургской отметила первую годовщину со дня возрождения в храме необычных богослужений.
21.11.2017 Пенза-Взгляд
В Успенском кафедральном соборе почтили память почивших начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме - Пензенская Епархия20 ноября 2017 года в Успенском кафедральном соборе г. Пензы была совершена Божественная литургия и заупокойная лития по почившим начальникам Русской духовной миссии во Святом граде Иерусалиме.
21.11.2017 Пензенская Епархия
IMG_1 - Пензенская Епархия19 ноября 2017 года Пензенская Православная община глухих и слабослышащих людей при храме в честь святой блаженной Ксении Петербургской отметила первую годовщину со дня возрождения в храме богослужений на языке жестов.
21.11.2017 Пензенская Епархия
Лекции о культуре ислама - Пензенская Епархия15 и 16 ноября в конференц-зале Пензенской духовной семинарии состоялись лекции о религиозно-культурных традициях ислама.
21.11.2017 Пензенская Епархия
Студенты ПензГТУ приняли активное участие в V Региональных образовательных Рождественских чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» - ПГТАС 20 по 26 ноября в Пензе будут проходить V Региональные образовательные Рождественские чтения «Нравственные ценности и будущее человечества».
21.11.2017 ПГТА
_MG_1729 - Пензенская Епархия20 ноября в Пензе начали работу V Региональные Рождественские образовательные чтения.
20.11.2017 Пензенская Епархия
Житель Земетчинского района подозревается в грабеже - УМВД Пензенской областиВ полицию Земетчинского района обратилась с заявлением 78-летняя гражданка.
21.11.2017 УМВД Пензенской области
В аварии в Спасском районе два человека погибли, шестеро — в больнице - ИА Пенза-ПрессВ Пензенской области 21 ноября в 07.40 на 488 километре федеральной трассы М5 «Урал» произошла смертельная авария.
21.11.2017 ИА Пенза-Пресс
Девушка-подросток и мужчина из Брянска обвиняются в попытке сбыть наркотики в Пензе - ИА PenzaNewsЖитель Брянска 1998 года рождения и его несовершеннолетняя подруга обвиняются в покушении на незаконный сбыт наркотических средств на территории Пензенской области.
22.11.2017 ИА PenzaNews
strelok4 - Улица Московская
Мокшанский рикошет
Следственный Комитет отказался возбуждать уголовное дело в отношении инспектора ДПС Сергея Юдичева, который возвращался с охоты и выстрелил из ружья в сторону автомобиля с тремя малолетними детьми.
Улица Московская
При эксплуатации печей важна безопасность
В результате, уничтожены 4 жилых дома и 6 надворных построек, 9 тонн сена, 1 автомобиль, повреждены 2 жилых дома и 4 строения бани.
Газета Вадинские вести
Сотрудница колонии напала с мечом на священника
В Новосибирской области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудницы колонии, напавшей с мечом на православного священника.
ПензаИнформ
В Сердобске прошли торжества по случаю престольного праздника Михайло-Архангельского кафедрального собора - Пензенская Епархия21 ноября Святая Православная Церковь чтит Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
21.11.2017 Пензенская Епархия
0PLCWWQ4svI - Пензенская Епархия21 ноября 2017 г., в день чествования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, престольный праздник отметили прихожане Михайло-Архангельской церкви села Кочетовка Каменского района.
21.11.2017 Пензенская Епархия
В рамках православного лектория состоится встреча горожан со священником Виталием Зориным - Пензенская Епархия23 ноября 2017 года в читальном зале для взрослого населения (ул. Кирова, 69), состоится беседа настоятеля храма в честь новомучеников и исповедников Пензенских посёлка Монтажный иерея Виталия Зорина с верующими.
21.11.2017 Пензенская Епархия
Журналист «КП» в изумлении читает методички по работе с паствой. Фото: Роман ГОЛОВАНОВ - Комсомольская правда
Секты XXI века: Отдайте деньги и квартиры. И будьте счастливы!
Корреспондент «КП» проник в логово религиозных «гуру» и увидел, как они превращают людей в дойных коров Роман ГОЛОВАНОВ ЙОГИ НЕ БОГИ - В России действует не менее 5 крупных сект.
Комсомольская правда
Икона, написанная пензенским осужденным, поедет на конкурс в Москву
Победителем регионального этапа всероссийского конкурса православной иконописи осужденных «Канон» стал автор работы «Вседержитель» из колонии № 4. Икона отправится в Москву на финал конкурса.
ПензаИнформ
В четверг новоиспеченный посол США в России Джон Хантсман отправился знакомиться с Патриархом Кириллом Фото: Евгения ГУСЕВА - Комсомольская правда
Посол США в России Джон Хантсман - «КП»: Только вместе мы сможем решить проблемы Сирии и Украины
Новый глава американской дипмиссии поделился первыми впечатлениями о жизни в Москве Елена ЧИНКОВА @ElenaChinkova В четверг новоиспеченный посол США в России Джон Хантсман отправился знакомиться с Патриархом Кириллом.
Комсомольская правда
«Тайны азбуки». Библио-урок для юных читателей - ЦБС города Пензы21 ноября сотрудники городской библиотеки №2 имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (пр.
21.11.2017 ЦБС города Пензы
Фрагмент кастинга: юморист читает реплики президента США, отбирая актрису на роль госпожи Ц.Р.У. Фото: скриншот с видео - Комсомольская правдаКоллеги писателя рассказали «Комсомолке» о его финальном проекте [видео] Анна ВЕЛИГЖАНИНА Последний рабочий день в жизни Михаила Задорнова прошел на съемках фильма «Однажды в Америке».
22.11.2017 Комсомольская правда
Библиотека – территория мыслей. Воскресный вечер в Белинке - ЦБС города Пензы   В воскресенье, в старейшей городской библиотеке вновь собрались для беседы и общения молодые читатели Белинки.
21.11.2017 ЦБС города Пензы
"Культурная суббота" шагает по Бековскому району - Газета Бековский вестник
"Культурная суббота" шагает по Бековскому району
В рамках проекта «Культурная суббота» в Бековском районе продолжаются массовые мероприятия с участием школьников.
Газета Бековский вестник
Кузнецким школьникам рассказали о толерантности - Газета Кузнецкий рабочий
Кузнецким школьникам рассказали о толерантности
  Для третьеклассников 16-й школы в детской библиотеке провели познавательную игру, приуроченную к Международному дню толерантности.
Газета Кузнецкий рабочий
И.Ф. Диков на рабочем месте. - Газета Родная земля
Вспомним, как всё начиналось
В далёком 1948 году заведующим отделом культуры Пачелмского районного комитета был назначен фронтовик Иван Фёдорович Диков.
Газета Родная земля
Зареченские легкоатлеты завоевали золото и бронзу - ЗаречьеВоспитанники зареченской СДЮСШОР завоевали медали Всероссийского турнира по легкой атлетике памяти Заслуженного тренера России Юрия Красильникова.
22.11.2017 Заречье
В Пензе 24 ноября в здании «Роллердрома» пройдет церемония чествования победителей и призеров Международных и Всероссийских детско-юношеских соревнований по регби и регби-7 сезона 2017 года «Третий тайм.
21.11.2017 ИА Пенза-Пресс
Три студента Пензенского госуниверситета примут участие в Кубке мира по лыжным гонкам - ПГУВ состав сборной России для участия в первом этапе Кубка мира вошли представители ПГУ Анна Жеребятьева, Александр Большунов и Алексей Червоткин.
21.11.2017 ПГУ
В Кузнецке прошёл межрегиональный турнир по хоккею - Газета Кузнецкий рабочий
В Кузнецке прошёл межрегиональный турнир по хоккею
  С 17 по 19 ноября года в ледовом дворце «Арена» прошёл первый этап межрегионального турнира Приволжского федерального округа среди юношей 2009 года рождения.
Газета Кузнецкий рабочий
В ФОКе «Юность»  в Кондоле сдавали ГТО - Газета Сурские просторы
В ФОКе «Юность» в Кондоле сдавали ГТО
В  фестивале приняли участие 30 семей. Во время торжественного открытия  самые юные артисты показали зажигательные танцы, звучали песни,
Газета Сурские просторы
День самбо стал удачным для Пачелмских самбистов - Газета Родная земля
День самбо стал удачным для Пачелмских самбистов
    Пачелмские самбисты, воспитанники тренера ДЮСШ Е.А. Зубарева,  успешно выступили на соревнованиях в Никольске, посвящённых Всероссийскому Дню самбо.
Газета Родная земля
В Пензе торжественно открыли Свердловский мост - ПензаИнформВо вторник, 21 ноября, в Пензе состоялось торжественное открытие Свердловского моста после капитального ремонта, проведенного на средства от системы «Платон».
21.11.2017 ПензаИнформ
Жильцы разваливающегося дома на Ударной в Пензе препятствуют отключению газа. Фото из архива ИА «PenzaNews» - ИА PenzaNewsЛюди, которые остаются жить в аварийном доме №35 на улице Ударной в Пензе, где утром в понедельник, 20 ноября, произошло очередное обрушение, препятствуют работе сотрудников газовой службы.
20.11.2017 ИА PenzaNews
В Пензенской области состоятся мероприятия в честь Дня Неизвестного Солдата - Правительство Пензенской областиМероприятия, посвященные памятной дате России – Дню Неизвестного Солдата состоятся в Пензенской области 3 декабря 2017 года.
21.11.2017 Правительство Пензенской области
В квартире на ГПЗ нашли мертвую женщину - ИА Пенза-ПрессВ Пензе потребовалась помощь спасателей, чтобы попасть в квартиру на улице Измайлова.
21.11.2017 ИА Пенза-Пресс
Белозерцев: Планируем заняться Бакунинским и Бригадирским мостами - ИА Пенза-ПрессГубернатор Иван Белозерцев 21 ноября в ходе пресс-подхода рассказал о том, какие еще мосты, помимо сданного в эксплуатацию Свердловского , планируется отремонтировать в Пензе.
21.11.2017 ИА Пенза-Пресс