Новости города БезФормата.Ru
Пенза
Главные новости
 
Задать вопрос?

А.В. Щипков: Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков, доктор политических наук, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Госдумы, член Общественной палаты РФ

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство» . Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов — это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом «нерелигиозности». При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости — без приставки «не» и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

1.  Секулярность не монолитна . На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».

2.  Секулярность идеологична . Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности — идеологическое. Отсюда и термин «секуляризм» («секуляристский») — обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать «вульгарного примитивного понимания светскости» как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.

3.  Секулярность не антирелигиозна . Отделение церкви от государства — важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность — нет.

4.  Секулярность  (как и религиозность)  не может быть критерием социальной или культурной «полноценности» . Понятие «секулярность» долгое время было сцеплено с классической дихотомией «современное — традиционное». Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время «традиционного общества» и время «общества модерна».

5.  Секулярность  (как и религиозность)  мифологична . Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: «Светское государство… регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования». Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, «белое с горячим». Гражданских, а не церковных — было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы — близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской «Солидарности»? Протестантизм — во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм — в израильском обществе? Конфуцианство — в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии «гражданское — религиозное» абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай — это наследие той самой, по словам В.Путина, «вульгарной трактовки светскости», для которой религия — это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы «преодолена» наукой. Данная точка зрения давно устарела. От «единого научного мировоззрения» мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор — первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века — это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества — какими бы они ни были — поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать «более атеистические» и «более религиозные» государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства:  «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа» . То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу — ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии — есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

DSC_0046 - Пензенская Епархия18 сентября 2017 года для студентов колледжа пищевой промышленности и коммерции сотрудники Духовно-просветителького центра в честь св.
19.09.2017 Пензенская Епархия
s0001 - Пензенская ЕпархияВо вторник седмицы 16-й по Пятидесятнице митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Михайло-Архангельском молитвенном доме с. Павло-Куракино Городищенского р-на.
19.09.2017 Пензенская Епархия
Вышел в свет очередной выпуск радиопрограммы «Мир Православия» - Пензенская ЕпархияСентябрь — месяц особенный для владыки Серафима, и не только потому, что это — начало учебного года.
19.09.2017 Пензенская Епархия
IMG_20170917_101515 - Пензенская ЕпархияВ воскресенье, 17 сентября 2017 года, после Божественной литургии в Никольском храме микрорайона Ахуны г. Пензы возобновились занятия в воскресных школах прихода.
19.09.2017 Пензенская Епархия
IMG_0353 - Пензенская Епархия18 сентября 2017 года в Пензенском епархиальном управлении прошло заседание Религиозно-философского общества.
19.09.2017 Пензенская Епархия
«Свобода и ответственность: в поисках гармонии». Час православной книги для студентов - ЦБС города Пензы18 сентября для студентов колледжа пищевой промышленности и коммерции сотрудники городской библиотеки №2 им.
19.09.2017 ЦБС города Пензы
С 14 по 17 сентября 2017 года специалистами отделения социальной реабилитации муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района города Пензы и Пензенской Епархией
19.09.2017 TV-Penza.Ru
dzerzhinskiy - Улица Московская11 сентября исполнилось 140 лет со дня рождения Феликса Дзержинского, видного деятеля РСДРП-РКП(б), основателя и первого руководителя ВЧК, наркома путей сообщения.
18.09.2017 Улица Московская
От лица Совета ветеранов пожарных и спасателей Пензенской области Александр Рыжов передал деньги на строительство Спасского кафедрального собора - МЧС Пензенской областиСегодня в Пензенском епархиальном управлении состоялась встреча митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима с представителями МЧС России по Пензенской области.
18.09.2017 МЧС Пензенской области
Пензенские паломники вернулись из хаджа - ИА PenzaNewsМусульмане Пензенской области вернулись из паломничества в Мекку в минувшее воскресенье, 17 сентября.
18.09.2017 ИА PenzaNews
В Пензе одна посетительница бара на Тернопольской обокрала другую - Пензенская ПравдаПо факту кражи возбуждено уголовное дело Ночью в полицию обратилась 33-летняя посетительница бара на ул.
19.09.2017 Пензенская Правда
Пензенец выжил после ДТП и потребовал с автомобилиста 200 тысяч рублей - Пенза-ВзглядПервомайский районный суд рассмотрел дело о взыскании морального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
19.09.2017 Пенза-Взгляд
Из пензенской «ГАЗели» в момент ДТП посыпались раки - Пенза-ВзглядМини-грузовик столкнулся на трассе с фурой DAF.
19.09.2017 Пенза-Взгляд
strelok - Улица Московская
Мокшанский стрелок
Инспектор ДПС, возвращаясь с охоты, выстрелил из ружья в сторону автомобиля с тремя малолетними детьми.
Улица Московская
Под Пензой иномарка с 5 людьми врезалась в ВАЗ - Пензенская Правда
Под Пензой иномарка с 5 людьми врезалась в ВАЗ
Есть пострадавшие Предварительно установлено, что 18 сентября в 5.20 на 445 км автодороги «Н.Новгород–Саратов» столкнулись Kia Rio под управлением 28-летнего водителя и ВАЗ-21102, которым управлял также 28-летний мужчина.
Пензенская Правда
В Пачелме вынесли приговор зарезавшему мать сыну - Пензенская Правда
В Пачелме вынесли приговор зарезавшему мать сыну
Мужчина пытался ей помочь Суд вынес приговор 31-летнему мужчине , который был признан в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшему по неосторожности смерть потерпевшего (ч.
Пензенская Правда
IMG_0353 - Пензенская Епархия18 сентября 2017 года в Пензенском епархиальном управлении прошло заседание Религиозно-философского общества.
19.09.2017 Пензенская Епархия
«Свобода и ответственность: в поисках гармонии». Час православной книги для студентов - ЦБС города Пензы18 сентября для студентов колледжа пищевой промышленности и коммерции сотрудники городской библиотеки №2 им.
19.09.2017 ЦБС города Пензы
s0001 - Пензенская ЕпархияВо вторник седмицы 16-й по Пятидесятнице митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Михайло-Архангельском молитвенном доме с. Павло-Куракино Городищенского р-на.
19.09.2017 Пензенская Епархия
dzerzhinskiy - Улица Московская
Железный, кровавый, человечный
11 сентября исполнилось 140 лет со дня рождения Феликса Дзержинского, видного деятеля РСДРП-РКП(б), основателя и первого руководителя ВЧК, наркома путей сообщения.
Улица Московская
Душа звала в Дивеево
15 сентября коллектив детского сада №2 и несколько добровольцев во главе с заведующей дошкольным учреждением Светланой Владимировой отправились в Дивеево.
Газета Бековский вестник
В воскресной школе Вознесенского собора Кузнецка начался учебный год - Газета Кузнецкий рабочий
В воскресной школе Вознесенского собора Кузнецка начался учебный год
  Епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил в Вознесенском кафедральном соборе молебен на начало учебного года.
Газета Кузнецкий рабочий
Виктор Кувайцев поручил выделить средства на ремонт пензенского ТЮЗа. Фото из архива ИА «PenzaNews» - ИА PenzaNewsМэр Пензы Виктор Кувайцев поручил заложить в бюджет города на 2018 год средства на ремонт театра юного зрителя.
18.09.2017 ИА PenzaNews
Река любви и слез в зареченской «Бесприданнице» - Заречье– Кто-кто Паратова сыграет? Максим Юнушкин? – посмотрела с нескрываемым любопытством шеф-редактор «Заречья сегодня» Тамара Задорожная во время интервью на режиссера Андрея Шляпина.
19.09.2017 Заречье
Застрожный принял участие в конкурсе пляжных фото - Пензенская ПравдаЕго организовала Пензенская картинная галерея Пензенская картинная галерея им.
19.09.2017 Пензенская Правда
paint - Улица Московская
Главное – она состоялась
8 сентября в Пензенском художественном училище им. Савицкого открылась выставка молодых художников Пензенской области.
Улица Московская
Петр Дмитриевич Заломнов - Башмаковский Вестник
ПОЮ С ЛЮБОВЬЮ ДЛЯ ВАС, ЗЕМЛЯКИ!
В августе в Никульевском Доме культуры состоялась творческая встреча жителей села с земляком, народным артистом России и Чувашии Петром Дмитриевичем Заломновым, посвященная его 75-летию.
Башмаковский Вестник
Церемонию вел телеведущий Стивен Кольбер. Фото: REUTERS - Комсомольская правда
«Эмми-2017»: с Трампа начали, Трампом кончили
Престижная телевизионная премия «Эмми-2017» стала самой предсказуемой за всю историю [фото,
Комсомольская правда
Тренер «Зенита» рассказал об опасности, нависшей над игроками - Пензенская ПравдаФутболисты рискуют получить травмы Во вторник, 19 сентября, глава города Валерий Савельев провел две встречи, на которой обсуждались проблемы пензенского ФК «Зенит».
19.09.2017 Пензенская Правда
Пензенский «Дизелист» взял реванш у «Локо-Юниора» - Пензенская ПравдаБез драк опять не обошлось Пензенский «Дизелист» и ярославский «Локо-Юниор» провели между собой второй матч в рамках регулярного чемпионата НМХЛ.
18.09.2017 Пензенская Правда
Глава города Валерий Свельев провел совещание, на котором обсудили проблемы пензенского футбола - Пензенская городская ДумаПо поручению губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева Глава города Валерий Савельев провел совещание, на котором обсудили проблемы пензенского футбола во вторник, 19 сентября.
19.09.2017 Пензенская городская Дума
Игроки «Дизеля» поделились мнением об отмене рукопожатий в ВХЛ - Пензенская Правда
Игроки «Дизеля» поделились мнением об отмене рукопожатий в ВХЛ
Новое правило действует в играх регулярного чемпионата Старт нового сезона ВХЛ запомнился не только новыми участниками лиги (например, два китайских клуба), но и новыми правилами.
Пензенская Правда
Хоккеисты «Дизелиста» и «Локо-Юниор» в драке перевернули ворота - Пензенская Правда
Хоккеисты «Дизелиста» и «Локо-Юниор» в драке перевернули ворота
Пензенская молодежка проиграла в матче открытия НМХЛ Воскресенье, 17 сентября, подарило пензенским любителям хоккея настоящий праздник.
Пензенская Правда
Пензенские кадеты стали вторыми в финале игры «Зарница Поволжья»
Только став вторым в финале юнармейской военно-спортивной игры «Зарница Поволжья», можно попасть в правительство.
ПензаИнформ
В Пензе обсудили дизайн-проекты по благоустройству областного центра - УЖКХ18 сентября 2017 года, в администрации города была представлена концепция благоустройства и реконструкции центральной части города Пензы.
18.09.2017 УЖКХ
В городской Думе прошло заседание комиссии  по градорегулированию. Депутаты предложили переименовать  Советскую площадь в Спасскую - Пензенская городская ДумаСегодня, 19 сентября, в Пензенской городской Думе состоялось заседание постоянной комиссии по градорегулированию, землепользованию и собственности.
19.09.2017 Пензенская городская Дума
Управлением Роскомнадзора по Пензенской области завершено плановое систематическое наблюдение в отношении журнала «Дорогое удовольствие Пенза».
19.09.2017 Роскомнадзор по Пензенской области
Пензенский офтальмолог рассказал об операции, которую провел первым в мире - ИА PenzaNewsГлавврач пензенской областной офтальмологической больницы, кандидат медицинских наук Рашид Галеев рассказал о первой в мире операции по имплантации двух хрусталиков,
19.09.2017 ИА PenzaNews
В Росгвардии прокомментировали череду эвакуаций в пензенских ТЦ - Пензенская Правда18 сентября в городе спецслужбами были оцеплены сразу несколько объектов Начало этой недели запомнится пензенцам массовыми эвакуациями в торгово-развлекательных центрах в разных районах города.
19.09.2017 Пензенская Правда