Новости города БезФормата.Ru
Пенза
Главные новости
 
Задать вопрос?

А.В. Щипков: Как нам понимать светскость государства

Александр Щипков, доктор политических наук, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Госдумы, член Общественной палаты РФ

Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.

На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство» . Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».

Выглядят такие предложения, прямо скажем, доктринерскими. Уместно ли понимание роли религии и идеологии как сценариев социальных игр? Как согласовать между собой интересы и мировоззрения разных социальных и идеологических групп? Как именно предлагается размечать социальное поле, исходя из каких критериев, как добиться консенсуса? Например, как быть с противоречием между положениями Конституции, когда одно из них утверждает отсутствие в обществе общепринятой идеологии, а другое предлагает набор идеологических стандартов, продиктованных одним из вариантов светских идеологий? Пока не будет решен этот базовый вопрос, бессмысленно приступать к переписыванию законов — это вызовет дополнительное напряжение в обществе и приведет к размыванию других, более или менее эффективно работающих дефиниций.

Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.

I

Секулярность долгое время было принято считать синонимом «нерелигиозности». При этом мало кого смущал негативный, апофатический характер такого определения. В самом деле, какое, собственно говоря, позитивное определение можно дать светскости — без приставки «не» и без привлечения синонимов, ничего не проясняющих, но загоняющих попытки определения в ситуацию логического круга?

Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.

1.  Секулярность не монолитна . На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».

2.  Секулярность идеологична . Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что понятие светскости-секулярности — идеологическое. Отсюда и термин «секуляризм» («секуляристский») — обозначающий радикальный и авторитарный вариант секулярности. Отсюда и знаменитый совет избегать «вульгарного примитивного понимания светскости» как антирелигиозности, который озвучил Владимир Путин в 2013 году.

3.  Секулярность не антирелигиозна . Отделение церкви от государства — важный принцип светскости, но он не означает отделения религии от государства в большей степени, чем отделение атеизма или агностицизма. Иначе было бы непонятно, почему атеизм или позитивизм в школе и в парламенте уместны, а религиозность — нет.

4.  Секулярность  (как и религиозность)  не может быть критерием социальной или культурной «полноценности» . Понятие «секулярность» долгое время было сцеплено с классической дихотомией «современное — традиционное». Но как показывает наблюдение, современному обществу свойственен скорее комбинированный сценарий развития, когда новые социальные явления и институты не вытесняют, а наслаиваются на предыдущие. Поэтому в социальных науках происходит отказ от вышеупомянутого жесткого разделения истории на время «традиционного общества» и время «общества модерна».

5.  Секулярность  (как и религиозность)  мифологична . Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.

Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.

Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.

II

К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.

К первому случаю относится, например, следующее распространенное определение: «Светское государство… регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования». Очевидно, что сравниваются несравнимые категории, «белое с горячим». Гражданских, а не церковных — было бы более понятно. Ведь что такое гражданские нормы? Это нормы — близкие большей части общества. Но таковыми могут быть любые нормы, включая религиозные. Разве католические убеждения не играли важную роль в идеологии польской «Солидарности»? Протестантизм — во взглядах электората Дональда Трампа? Иудаизм — в израильском обществе? Конфуцианство — в Китае? Разве исламскую революцию в Иране делало не гражданское общество? Иными словами, противопоставление по линии «гражданское — религиозное» абсолютно некорректно. Это либо логическая ошибка, либо заведомый обман.

Второй случай — это наследие той самой, по словам В.Путина, «вульгарной трактовки светскости», для которой религия — это просто архаичная, несовершенная система знания, которая якобы «преодолена» наукой. Данная точка зрения давно устарела. От «единого научного мировоззрения» мир отказался в период падения коммунизма. Как известно, полная формализация системы знания невозможна, она будет либо противоречивой, либо неполной. Сегодня даже внутри самой науки нет единой сложившейся картины мира, единого мировоззрения, научно-методологические споры продолжаются, в том числе о самих принципах научности. Неудивительно, что и границы самих феноменов религиозности и светскости научно не определены.

Будем откровенны: в понимании светскости огромную роль играл исторический фактор — первоначальный импульс антирелигиозности, отрицания религии. Но сегодня это не работает. Дискриминация традиционной (классической) религиозности, характерная для ХХ века — это дань определенной, причем довольно трагической эпохе.

III

Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Правда, при этом государство всё равно будет вынуждено считаться с традициями данного общества — какими бы они ни были — поскольку традиция значительно облегчает общественное строительство и управление. Это значит, в частности, что в мире могут существовать «более атеистические» и «более религиозные» государства, хотя крен в ту или иную сторону будет сглажен на уровне государственного управления. При этом и те и другие государства должны считаться светскими.

Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства:  «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа» . То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.

Последнее и, может быть, самое важное. Разбираться со сложным понятием светскости на одном только экспертном уровне недостаточно. И даже недопустимо. Обсуждать проблематику и концептуальные основания светскости необходимо всему обществу — ведь решается наша судьба, судьба одного из краеугольных камней нашей коллективной идентичности. И условием такого обсуждения является честное и открытое решение вопроса об общепринятой идеологии — есть она или ее нет. Только после этого можно будет перейти к проблеме светского-религиозного.

DSCN5286 - Пензенская Епархия19 февраля 2018 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в брифинге в информационном агентстве “Пенза-Пресс”.
19.02.2018 Пензенская Епархия
Перед началом шествия у стен Спасского кафедрального собора священники во главе с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом отслужили литию в память о христианах,
19.02.2018 TV-express.Ru
Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших прихожан Георгиевского собора в Кизляре - Пензенская ЕпархияСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с убийством прихожан православного храма в Кизляре.
19.02.2018 Пензенская Епархия
В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Серафим совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Успенском кафедральном соборе - Пензенская ЕпархияВечером 19 февраля 2018 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп.
19.02.2018 Пензенская Епархия
Тысячи верующих пришли на Соборную площадь. От стен Спасского кафедрального люди отправились в крестный ход «1918-2018».
19.02.2018 ПензаИнформ
Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим заявил, что церковь нуждается в том, чтобы храмов было больше.
19.02.2018 ИА Пенза-Пресс
Ирина спасла много жизней ценой собственной. ФОТО: Эксклюзив "КП" - Комсомольская правдаПрихожане с голыми руками бросились на вооруженного отморозка [видео, эксклюзив КП] Роман ЛАВРУХИН Алексей ДРОБОТОВ Андрей ЗОБОВ Воскресным вечером в Свято-Георгиевском храме Кизляра было особенно торжественно и людно
19.02.2018 Комсомольская правда
Бессоновка 6-7 к классы - Пензенская ЕпархияВ Бессоновском благочинии состоялись мероприятия, приуроченные празднованию Дня православной молодежи, который отмечается в день Сретения Господня.
19.02.2018 Пензенская Епархия
gWFPKaaEVUk - Пензенская Епархия19 февраля 2018 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, благочинный Каменского районного округа иерей Даниил Бойков совершил уставное богослужение первой седмицы Великого поста в храме святого великомученика Д
19.02.2018 Пензенская Епархия
Вышел в эфир очередной выпуск информационно-просветительской программы «Вопросы веры» - Пензенская ЕпархияВ рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве прошло заседание секции “Утверждение христианских духовных и нравственных ценностей через катехизическую деятельность”,
19.02.2018 Пензенская Епархия
Дорожно-транспортное происшествие случилось вечером пятого февраля. Поделиться В отделе пропаганды регионального управления ГИБДД сообщили,
19.02.2018 Пенза-Взгляд
Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия устанавливаются. Поделиться «РЕН ТВ» со ссылкой на показания очевидцев пишет, что на Минском шоссе в Одинцово случилась массовая авария.
19.02.2018 Пенза-Взгляд
В Вадинском районе «минус» растёт… - Газета Вадинские вестиПо данным ЗАГСа Вадинского района, в первом месяце года в Вадинском районе появилось на свет двое детей.
19.02.2018 Газета Вадинские вести
an - Улица Московская
Авиакатастрофа Ан-148: последнее утро в Пензе
Ещё в июле 2017 г. газета «Улица Московская» сообщала про техническую неисправность самолёта Ан-148, который разбился в Подмосковье 11 февраля и унёс жизни 71 человека.
Улица Московская
Фоторобот висел по всей Москве - Комсомольская правда
Экс-сотрудник ДПС, надругавшийся над 27 женщинами, выйдет на свободу на 5 лет раньше и будет работать дворником на улицах Москвы
В суде объяснили свое крайне спорное решение Роман ЛЯЛИН Инспектор ДПС Артур Косицын нагонял ужас на школьниц и женщин Москвы целых 4 года.
Комсомольская правда
Зареченские полицейские раскрыли кражу из авто - Заречье
Зареченские полицейские раскрыли кражу из авто
В Заречном из незапертой «Газели», припаркованной возле здания на улице Комсомольской, похитили аккумулятор.
Заречье
Ирина спасла много жизней ценой собственной. ФОТО: Эксклюзив "КП" - Комсомольская правдаПрихожане с голыми руками бросились на вооруженного отморозка [видео, эксклюзив КП] Роман ЛАВРУХИН Алексей ДРОБОТОВ Андрей ЗОБОВ Воскресным вечером в Свято-Георгиевском храме Кизляра было особенно торжественно и людно
19.02.2018 Комсомольская правда
DSCN5286 - Пензенская Епархия19 февраля 2018 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в брифинге в информационном агентстве “Пенза-Пресс”.
19.02.2018 Пензенская Епархия
Преступник убил несколько человек. Фото: www.instagram.com/novosti_ingushetia - Комсомольская правдаЖертв могло быть больше, но преступнику не удалось ворваться в церковь [видео, фото] Алена БЕЛЯЕВА Очевидцы расстрела прихожан храма Георгия Победоносца в дагестанском городе Кизляр уверяют,
19.02.2018 Комсомольская правда
В Калужской области сожгли сделанный из веток 30-метровый готический собор Фото: REUTERS - Комсомольская правда
РПЦ назвала «недопустимым» сжигание на Масленицу «храма» в арт-парке Никола-Ленивец
В Калужской области спалили сделанный из веток 30-метровый готический собор.
Комсомольская правда
В Пензе прошел крестный ход в день столетия начала гонений на церковь
Тысячи верующих пришли на Соборную площадь. От стен Спасского кафедрального люди отправились в крестный ход «1918-2018».
ПензаИнформ
В Пензе в связи с крестным ходом ограничат дорожное движение и стоянку - ПензаИнформ
В Пензе в связи с крестным ходом ограничат дорожное движение и стоянку
В воскресенье, 18 февраля, во время проведения крестного хода в память о подвиге русской церкви в Пензе будет действовать временная схема организации дорожного движения.
ПензаИнформ
zubrilovo - Улица Московская14 февраля в Губернаторском доме состоялось заседание Общественного совета при Комитете Пензенской области по охране памятников истории и культуры.
19.02.2018 Улица Московская
К концу недели тираж культурного дневника поступит в Пензенскую область - ИА PenzaNews119 тыс. экземпляров культурного дневника школьника поступит в Пензенскую область к концу текущей недели.
19.02.2018 ИА PenzaNews
Нажмите для предварительного просмотра изображения - ЦБС города ПензыВ течение прошедшей недели городские библиотекари проводили мероприятия для своих читателей, посвященные древнейшему русскому празднику – Масленице.
19.02.2018 ЦБС города Пензы
Собирайся народ! В гости Масленица идет - Газета Сурские просторы
Собирайся народ! В гости Масленица идет
  Так приглашали  богословцев  работники Богословского досугового центра  на Масленицу – праздничную, вольную, вкусную, хлебосольную.
Газета Сурские просторы
Жители Тамалинского района весело проводили зиму
На Широкую Масленицу да в Прощенное воскресенье работниками РДК было проведено интересное театрализованное массовое гулянье.
Газета Организатор
В Губернаторском доме выставят работы бельгийского художника Рене Магритта - ПензаИнформ
В Губернаторском доме выставят работы бельгийского художника Рене Магритта
В пятницу, 23 февраля, в Губернаторском доме откроется выставка работ знаменитого бельгийского художника Рене Магритта «Вероломство образов».
ПензаИнформ
На лыжне, петляющей то меж елей, то меж сосен, то меж берёз, любителей зимних лесных прогулок можно встретить и в выходные, и в будни.
19.02.2018 Газета Вадинские вести
«Стартуем вместе» - ПГТА15-16 февраля 2018 года состоялся финал молодежного турнира «Стартуем вместе» среди студенческой и работающей молодежи.
19.02.2018 ПГТА
Памятка владельцам гражданского оружия В связи с проведением в субъектах Российской Федерации (г.
19.02.2018 Газета Наше Слово
Современный каток в Вадинске и для асов, и для новичков - Газета Вадинские вести
Современный каток в Вадинске и для асов, и для новичков
Подаренный в 2016-м вадинской ребятне в рамках программы «Газпром – детям» мини-стадион популярен и среди взрослых, особенно зимой у пап – любителей хоккея.
Газета Вадинские вести
Александр Крушельницкий во время поединка за бронзовые медали Пхенчхана. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда
Первый вице-президент федерации керлинга России: «Знаю, что Крушельницкому подсыпали мельдоний. Кто подсыпал, не знаю»
Андрей Созин убежден, что кто-то очень заинтересован в том, чтобы подставить россиян на Играх в Пхенчхане Максим ЧИЖИКОВ - Какие версии у вас, как эта история с Крушельницким могла произойти в принципе?
Комсомольская правда
На церемонии открытия Олимпиады наши спортсмены прошли под нейтральным флагом Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда
Мы пришли на Олимпиаду как люди в сером, но остались как Россия
Наш спецкор на Играх Дарья Асламова передает из Пхенчхана Дарья АСЛАМОВА - Вы уже никогда не отмоетесь.
Комсомольская правда
Инвестиционные возможности Пензенской области - TV-Penza.RuНа инвестиционном форуме в Сочи Иван Белозерцев выражал интересы не только Пензенской области.
19.02.2018 TV-Penza.Ru
Собирайся народ! В гости Масленица идет - Газета Сурские просторы  Так приглашали  богословцев  работники Богословского досугового центра  на Масленицу – праздничную, вольную, вкусную, хлебосольную.
19.02.2018 Газета Сурские просторы
В Пензе возбуждено уголовное дело по факту безвестного исчезновения 44-летнего мужчины - Следственный комитетСледственным отделом по Ленинскому району г. Пензы следственного управления Следственного комитета России по Пензенской области возбуждено уголовное дело по факту безвестного исчезновения жителя Пензы 1973 года рождения (ч.
19.02.2018 Следственный комитет
Среди заразившихся опасным вирусом четверо детей. Поделиться С начала 2018 года на территории региона зарегистрировано 3 764 случая острых респираторно-вирусных инфекций.
19.02.2018 Пенза-Взгляд
В Бессоновском районе Пензенской области произошло ДТП. Как сообщает пресс-служба регионального управления ГИБДД, авария произошла 17 февраля в 8.20 на 11 километре дороги «Пенза-Лунино».
19.02.2018 ИА Пенза-Пресс