Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?

Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?
Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?
Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?
Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?
Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?
Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?
Концертник: Как изменился «Джаз Май» за восемь лет?
Фото: www.penza-press.ru

Что интересного ждет гостей пензенского фестиваля «Джаз Май» (12+) в  этом году, как он  менялся за  восемь лет, что нового появилось и  от  каких идей пришлось отказаться за  время его существования? Об  этом редактор авторских программ телеканала «Экспресс» Павел Прохоренков в  рамках проекта «Концертник» (16+) побеседовал с  организаторами фестиваля Олегом Рубцовым и  Дарьей Тришиной, а  также директором ГАУ «Пензаконцерт» Андреем Мамоновым.

Павел Прохоренков: Почему именно «Джаз Май»? Не  джаз июнь, июль, август, октябрь.

Олег Рубцов : Я  думаю, это не  к  нам вопрос, а  все-таки к  людям, которые стояли у  истоков. Эта история давняя, сложная, наверное, я  даже когда-то знал объяснение, но  просто его забыл. Мы  же  не претендуем на  авторство идеи, по  большому счету, мы  находимся в  статусе хранителей фестиваля.

ПП: Наверное, это один из  немногочисленных крупных музыкально-творческих фестивалей, которые есть в  стране. Он  был рожден инициативой снизу, а  как власть поддерживает «Джаз Май»?

Олег Рубцов : Мне кажется, не  совсем корректно говорить, что он  рожден инициативой снизу, потому что учредителем его являлось правительство Пензенской области в  лице некой структуры  — тогда, наверное, еще это было управление культуры и  архива, если не  ошибаюсь. Фестиваля не  было  бы, если  бы не  филармония, как его проводник и  оператор, если  бы не  директор филармонии, который, являясь играющим джазовым гитаристом, имел некие амбиции  — в  том числе и  в  области организации джазовых событий. И  в  этом нет ничего плохого. В  конечном итоге все, кто занимается теми или иными проектами, в  первую очередь, реализуют свои амбиции. Это потом в  течение срока своего существования фестиваль оброс инициативами, нашел поддержку.

ПП: О  том, как власть допустила народ в  «Джаз Май», поговорим чуть позже. Как сегодня власть поддерживает фестиваль, как «Пензаконцерт» его поддерживает?

Андрей Мамонов : В  поддержку ранее озвученного скажу, что и  власть, и  музыканты, и  те  люди, которые загорелись идеей, сделали это совместно. В  настоящее время и  все предыдущие годы власть поддерживает. И  министерство культуры и  туризма Пензенской области, и  правительство, и  лично губернатор. В  настоящее время выделены целевые средства на  проведение восьмого фестиваля в  один миллион рублей.

ПП: Но  этих денег недостаточно?

Андрей Мамонов : Этих денег, конечно, недостаточно. Олег [Рубцов] с  единомышленниками привлекает спонсоров, помощников, волонтеров. Бюджет намного больше  — чуть более, чем в  два раза.

ПП: На  одном из  сайтов прочитал, что наш фестиваль называют «фестивалем толпы». В  хорошем смысле. Огромная вовлеченность жителей города, и  есть так называемый открытый оргкомитет фестиваля.

Дарья Тришина: Это правда, и  это как раз про те  инициативы снизу, которыми оброс фестиваль за  время его существования. Наверное, и  открытый оргкомитет потихонечку институализируется, если так можно выразиться. По  мере своего существования его участники набирают профессионализм. Начиналось все с  того, что любому человеку можно было прийти с  инициативной или желанием принять участие в  фестивале в  качестве организатора, и  принести свои идеи или профессиональный опыт. Затем какие-то идеи отбрасывались, какие-то реализовывались, кто-то брал функцию по  организации и  набору волонтеров, кто-то  — сопутствующие арт-проекты. Потому что фестиваль  — это не  только музыка, но  и  разнообразные культурные инициативы, которые вокруг нее возникают. Сейчас еще больше людей понимают, что они будут делать.

Олег Рубцов: Для инициатив мы  открыты так  же, как и  раньше. Ничего не  изменилось, кроме картинки. Раньше мы  устраивали большие сборища в  кафе, это были дружеские посиделки, по  большему счету. Со  временем пришло понимание, что работать в  небольших проектных группах  — гораздо удобнее, чем собираться всем вместе.

ПП: То  есть каждый стал отвечать за  свое направление. А  можно по  пунктам перечислить, какими деталями «Джаз Май» оброс за  восемь лет, какие вещи появились в  совместном творчестве?

Дарья Тришина : Можно каждый арт-объект считать совместным творчеством. Как уже сказано, фестиваль очень нуждается в  средствах, и  мы  очень плотно работаем со  спонсорами. Их  довольно много, здорово, что есть постоянные, но  придумывать каждый год новые органичные интеграции спонсорских объектов в  фестивальное пространство  — непростая задача даже для нашей, проверенной многочисленными мозговыми штурмами команды.

ПП: То  есть не  только деньги отстегнули и  все?

Дарья Тришина : Конечно. Нам важно, чтобы компания, которая хочет поучаствовать в  фестивале, могла представить себя. Мы  пытаемся в  их  деятельности найти связь с  музыкой, будь то  строительная или компьютерная компания. Это плод огромной работы, каждый раз  — креатив.

ПП: Чего не  было на  первых фестивалях и  появилось к  восьмому?

Олег Рубцов: На  первом не  было ничего вообще. Привлекло внимание то, что он  одновременно проходил и  в  залах по  билетам, и  на  открытом воздухе, где музыка была для всех доступна. Это важный ключевой момент  — сочетание коммерческих и  открытых выступлений. Второй год ознаменовался тем, что мы  придумали пригласить джазовых фотографов, сделать альтернативную площадку в  Лермонтовской библиотеке, в  рамках фестиваля организовали лекторий. Традиция арт-маркета появилась со  второго фестиваля. Ну и, разумеется, традиция зеленого газона.

На  самом деле, далеко не  все идеи проросли, сейчас уже мало кто вспомнит про историю табличек с  QR-кодами на  городских достопримечательностях. Кое-где они остались до  сих пор с  логотипом фестиваля 2012 года. Если направить телефон и  считать код, то  можно выйти на  страницу и  подробно прочитать об  объекте. Предполагалось, что созданием оперативной городской навигации мы  отрабатывали сценарий приезда большого числа гостей на  фестиваль. Также мало кто помнит, что по  городу ездил джазовый автобус, в  нескольких точках города он  останавливался, из  него выходили музыканты и  играли для горожан. Предполагалось, что людей таким образом можно было оповестить о  предстоящем фестивале. Но  когда они играли, не  так много желающих было остановиться и  послушать, поэтому эта история прошла незамеченной.

В  2014 году мы  вспомнили: многие жаловались, что на  фестивале нечего есть и  пить, поэтому люди уходили. И  там появились полноценный фуд-маркет, биотуалеты. Стало понятно, что, кроме сцены и  газона, должно быть что-то еще, тогда была придумана история с  арт-объектами и  тематическими околомузыкальными инсталляциями, которые живут до  сих пор. И  да, спонсоров мы  старались вписывать максимально органично. Важно было не  нарушить экологию пространства, насколько это было возможно. Мы  стараемся не  раздражать людей и  не  отвлекать их  от  главного.

ПП: Первая ассоциация с  «Джаз Маем» - газон. В  этом году он  будет?

Олег Рубцов: Да, будет. Подумываем не  первый год как от  этого уйти. Мы  нашли внутреннее оправдание тому, что ежегодно больше 100 тысяч рублей тратится на  то, чтобы газон раскатать на  площади и  менее чем через неделю его убрать. Как-то так получилось, что с  2014 года с  помощью газона озеленению подверглись различные точки города. В  2014 году газон был демонтирован и  передан центру поддержки семьи и  материнства под управлением Анны Кузнецовой, в  2015 году одним из  спонсоров была компания «Термодом». Соответственно, они нам газон постелили, а  после фестиваля увезли к  себе  — теперь в  Терновке колосится трава «Джаз Мая». В  2016 году его после окончания фестиваля расстелили вокруг филармонии и  ККЗ. А  в  прошлом году газон был передан Дому Вероники. Получается, что мы  «прорастаем» в  разных точках города.

ПП: По-прежнему «Джаз Май» - это народный фестиваль?

Андрей Мамонов : С  2014 года, когда фестиваль первый раз прошел на  Юбилейной площади, нас посетило более 20 тысяч зрителей, может быть, и  больше. А  еще было три фестиваля до  этого. Даже, когда в  позапрошлом году был дождь, мы  ожидали серьезного спада, но  люди пришли и  сидели в  дождь в  накидках. Некоторые приходят уже с  девяти утра, хотя сам фестиваль начинает работу с  12. То  есть людям это интересно.

ПП: Интересно, да. Но  только на  халяву или по  билетам в  зал тоже приходит много людей?

Олег Рубцов: Очевидно, что старая филармония вмещала 500−550 мест, это были аншлаговые концерты. Новая филармония и  ККЗ, понятное дело,  — совершенно другая история, они вмещают гораздо больше зрителей.

Что касается краудфандинга, то  самую успешную акцию мы  провели в  2014 году, когда собирали деньги на  газон первый раз. Тогда найти лишние 100−150 тысяч рублей не  представлялось возможным вообще. Когда на  один год газон заменили ковролином, все люди были в  ярости, раздавались возмущенные возгласы, говорили: «Если у  вас трава не  настоящая, то и  с  джазом, наверное, что-то не  в  порядке». И  мы  понимали, что газон нужен, но  не  могли понять, как найти на  него деньги. Тогда и  решили, что если людям так принципиален газон, то  почему  бы им  самим не  скинуться на  него. Покажите, что вы  город, сообщество, что вам не  все равно.

ПП: Скинулись?

-Олег Рубцов : Скинулось тогда 177 человек, набрали 134 тысячи рублей, при этом одна компания добавила 30 тысяч, а  простые люди  — 100 тысяч. Но  тут важно понимать экономику краудфандинга. Мы  собирали деньги на  площадке Boomstarter, соответственно, 10% - это их  комиссия, 6% - упрощенка (налог на  прибыль), и  минус еще себестоимость призов, которые мы  выдаем каждому, кто делает пожертвования. Реально из  необходимых 130 тысяч мы  собрали 70−80 тыс., что тоже немало. Начиная с  того момента, мы  краудфандингом занимаемся ежегодно, но  выбрали другой путь. Это все происходит на  площадке «Гражданского союза»  — это благотворительный фонд, профессиональная организация, у  них нет никаких комиссий и  всего остального. Но  суммы сильно сократились.

Андрей Мамонов: В  первый год, помню, особенно плотно работали в  соцсетях, ежедневно писали, что не  хватает такой-то суммы.

Дарья Тришина: Не  только постами, а  даже в  личные сообщения писали.

Олег Рубцов: А  в  прошлом году, например, мы  этим практически не  занимались, но  разместили призыв в  соцсетях и  пообещали за  помощь сувениры. И  даже при таком раскладе набрали 41 тысячу рублей.

ПП: Эти деньги вас спасают?

Олег Рубцов: Очень спасает каждая копейка. В  последний момент зачастую не  хватает на  что-нибудь важное, например, привезти книжный автобус «Бампер» стоило порядка 15−20 тысяч рублей. Кстати, в  этом году он  не  приедет, потому что ребята закрывают проект.

ПП: Залы заполнены?

Андрей Мамонов: Не  могу сказать, что 100-процентная наполняемость залов. Цены всегда демократичные, в  этом году билеты будут от  300 рублей, 600  — самый дорогой. В  настоящее время очень неплохой результат по  посещаемости.

ПП: А  был когда-нибудь переаншлаг, когда мест не  хватало в  зале?

Олег Рубцов: Переаншлаги были только в  старой филармонии, когда люди в  проходах сидели, но, повторюсь, там и  вместимость небольшая  — 550 мест. В  этом году мы  решили из  1600-местного зала ККЗ «Пенза» переехать в  филармонию на  750 мест. По  разным причинам это правильнее, потому что даже музыкантом приятнее играть в  аншлаговом зале, нежели в  огромном, но  полупустом, при том, что количество людей  — то  же.

ПП: Статус международного был с  первого фестиваля?

Олег Рубцов: Да. У  нас только в  2015 году не  было ни  одного иностранного музыканта. Но я, например, вспоминаю с  большой теплотой тот фестиваль, потому что он  дал возможность привести просто великолепных российских музыкантов, которым из  года в  год не  хватает места в  программе. При том, что отличной музыки в  стране  — очень много. И  2015-ый в  этом смысле был некой отдушиной, потому что получилось выполнить двух-трехлетнюю норму по  привозу актуальных российских проектов.

ПП: Статус международного должен быть не  только за  счет артистов, но  и  за счет зрителей. Не  говорю о  зарубежных, а  иногородние приезжали?

Дарья Тришина: Иногородние, конечно. Кто-то пишет уже с  апреля в  группах в  соцсетях, что будет «Джаз Май», и  они едут на  него.

Олег Рубцов : Приезжали из  Белгорода, постоянно приезжают из  Нижнего Новгорода, Саратова, Саранска, Самары.

Дарья Тришина : Другое дело, что мы  не  ведем их  подсчет, потому что у  нас для этого нет инструмента. Может, стоит спецпроект для этого замутить ради интереса, когда будут силы.

ПП: Есть идея разрастания фестиваля? В  этом году я  слышал, что есть задумка делать какие-то выездные вещи.

Олег Рубцов: Насчет выездных мы  пока не  думали. В  2015 году, когда партнером был Город Спутник, тогда еще далеко не  так они были известны, как сейчас, и  им  важно было показать свое пространство. Одним из  условий с  нашей стороны было, чтобы у  них прошел один из  вечеров. Честно говоря, это очень затратно и  с  точки зрения организационных усилий, и  с  точки зрения денег  — делать сцену параллельно в  другом конце города.

Каждый год у  нас много заявок на  открытую площадку от  далеко не  джазовых коллективов. Когда их  набралась некая критическая масса, как в  2016 году, мы  приняли решение сделать еще одну точку в  городе, так называемую сцену разножанровой музыки «Калейдоскоп», которая базировалась в  сквере им.  Дениса Давыдова. Себестоимость этого отдельного проекта получилась порядка 45 тысяч рублей, тогда эта сумма гораздо важнее и  нужнее была на  основной площадке.

ПП: Кто отсматривает ансамбли, коллективы, солистов, кто принимает решение, кого везти?

Олег Рубцов: Если говорить про закрытую сцену, то  у  нас все очень демократично. Я  принимаю решение, а  Андрей Викторович [Мамонов] его поддерживает.

Андрей Мамонов : Да, это так. Олег и  его единомышленники делают свои предложения, мы  смотрим, если есть от  нас какие-то пожелания, мы  их  добавляем. Здесь  — все по-честному. Буквально в  марте мы  привозили армянский джаз, это было предфестивальное мероприятие. Если все нормально будет, еще два-три концерта в  год будем делать.

Олег Рубцов : Именно из  тех, кто показал себя на  фестивале, кого публика увидела, запомнила, и  кто ей  понравился.

ПП: Были случаи, когда кто-то из  музыкантов отказывался?

Олег Рубцов: В  прошлом году было целых три замены в  основной программе. Последняя случилась чуть более чем за  месяц до  фестиваля, когда гастрольные графики всех артистов уже расписаны, и  кого-то выдернуть сложно. Но  тогда произошло практически чудо, и  вместо российского фьюжн-состава, к  нам приехал российско-венгерско-французкий Electric Shock.

ПП: Мастер-классы будут в  этом году?

Дарья Тришина: Мы  планируем вокальные мастер-классы.

Олег Рубцов: У  нас будет певец  JD Walter, он  19  мая выступит на  сцене филармонии, а  20  мая проведет вокальный мастер-класс. Это не  только прекрасный певец, но  и  харизматичный преподаватель.

ПП: Фильмы показывать в  рамках фестиваля планируется?

Олег Рубцов : В  процессе проработки все. Вопрос  — в  деньгах.

ПП: Лектории какие-нибудь будут?

Олег Рубцов : Это открытая история пока.

Дарья Тришина : Есть в  Пензе люди, которые могут провести интересные познавательные мероприятия с  прослушиванием музыки, и  делали мы  периодически такое с  Павлом Артемьевым  — коллекционером музыки. Есть огромный пласт истории пензенской эстрадной музыки. Как раз в  прошлом году у  телеканала «Экспресс» был арт-объект про историю пензенского джаза. Рассказать об  этом есть кому, но  пока не  складывается, не  получается. Еще есть проблема на  самом фестивале: когда мы  делали параллельно истории приезжих и  пензенских людей, они не  уступали друг другу по  качеству. Но  нам было очень обидно за  пензенских  — они по  посещаемости резко проседали.

ПП: Для детей что-то будет?

Дарья Тришина : Аж  целая детская площадка. Мы  недавно размышляли, что детская площадка у  нас потихонечку расползается на  всю фестивальную площадку.

ПП: А  будет  ли специализированный джем-сейшн для детишек, что-то более понятно и  приемлемое для них?

Олег Рубцов: У  нас есть блок в  программе открытой площадки Jazz Kids, где выступают учащиеся пензенских музыкальных школ.

ПП: Наверняка, есть какие-то проекты познавательно-музыкального плана?

Олег Рубцов : Да, есть, но  пока они в  смету не  укладываются. Один из  них мы  еще два года назад хотели привезти, но  пока не  складывается. Мы  думаем в  этом направлении. Пока мы  готовы занимать детей на  площадке какими-то околомузыкальными активностями, мастер-классами.

ПП: Что с  культурой поведения тех, кто любит джаз. Как выгладит площадка Юбилейной площади после завершения фестиваля?

Андрей Мамонов: Площадка выглядит обычно, никакого хаоса нет. Люди приходят в  трезвом состоянии, никто не  мусорит. Дворник, конечно, у  нас работает. Не  хочу сказать, что ни  одной бумажки мимо урны не  падает, хамства со  стороны посетителей фестиваля замечено не  было.

Олег Рубцов: Когда первый раз постелили газон, я  помню, не  то  что ни  одной банки или бутылки не  осталось на  траве после отдыхающих, люди даже выходили курить за  периметр.

Андрей Мамонов: Плюс у  нас алкоголь под полным запретом, не  продается на  территории.

ПП: Сколько людей вовлечены в  процесс организации фестиваля, можно подсчитать?

Андрей Мамонов : Сосчитать тяжело, это человек 200, не  меньше.

Олег Рубцов : У  нас одних волонтеров на  площадке работает человек 30. Это, в  основном, студенты, которые приходят на  два-три дня помочь. Помимо этого, еще много людей. Так получается, что мы  стараемся особо партнеров не  обременять, но  многие придумывают интерактивы и  готовы сидеть у  своей стойки, рассказывать людям о  себе и  проводимых ими мероприятиях.

ПП: Часто на  фестивале встречаешь знакомые лица. А  новые среди публики бывают?

Дарья Тришина : В  этом году у  нас появился термин «дети «Джаз Мая». Ребята, которые были волонтерами на  «Витамине науки», говорят с  горящими глазами, что хотят быть волонтерами на  «Джаз Мае». И  я  понимаю, что это человек, который свое подростковое время проводил на  фестивале, а  теперь вырос и  хочет быть на  нем волонтером.

Олег Рубцов: Допустим, если человеку сейчас 16 лет, то  во  время первого фестиваля ему было девять, и  он  себя уже не  помнит без него. Это как Новый год, который ждешь.

ПП: Но  это приятно?

Андрей Мамонов : После фестиваля у  нас приятная усталость. Помню, в  прошлом году, когда прошел фестиваль, и  мы  вышли в  фойе, от  людей, которые принимали активное в  нем участие, исходил позитив. Все были довольны, что все прошло нормально.

ПП: А  сколько заявок подано на  открытую сцену?

Олег Рубцов: Пока не  так много. На  этот момент музыканты еще раскачиваются, каждый год происходит именно так. И  каждый год вал заявок приходит уже накануне окончания приема.

ПП: Обязательно играть джаз, чтобы выступать на  открытой сцене?

Олег Рубцов: Нам  бы этого хотелось, но  в  Пензе в  принципе джазовых коллективов мало. Я  замечаю, что, к  сожалению, публика за  начало 2000-ых как-то отвыкла от  жанра. Но, наверное, люди возвращаются к  нему опять. Надо понимать, что без большого количества местных джазовых музыкантов джазовая жизнь невозможна. Только на  импорте не  проживешь.

Фотография: видео - https://www.youtube.com/channel/UCNsg7X9r7SLzuvb0WRJ4ZwQ, https://www.youtube.com/channel/UCVjNayvHluDJzhk2skD5zfA
Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
 
По теме
В четверг 14 марта в Пензу прибыл агитационный поезд «Сила в правде». Акция «Сила в правде» стартовала в Москве 23 февраля и завершится 8 мая.Ее организатором выступило Минобороны России.
Не спать за рулем призвали водителей сотрудники Госавтоинспекции Лунинского района. - Лунинский район Сотрудники Госавтоинспекции провели акцию «Причина ДТП - сон за рулем!». Целью мероприятия является предупреждение дорожно-транспортных происшествий из-за утомляемости и сна за рулем.
Лунинский район
В Сердобске при пожаре погиб 48-летний мужчина - SMI58.Ru Эксперты предполагают, что он курил в постели. Фото: пресс-служба СУ СК РФ по Пензенской области, пресс-служба ГУ МЧС России по Пензенской области Фото: пресс-служба СУ СК РФ по Пензенской области,
SMI58.Ru
... - Центр медицинской профилактики Мероприятие, организованное ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России проходило сегодня, 12 марта 2024 года,
Центр медицинской профилактики
Туберкулёз – опасная болезнь - Пачелмский район 24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулёзом. Туберкулёз продолжает оставаться важной причиной заболеваемости и смертности населения во всём мире.
Пачелмский район
Широкая Масленица - Камешкирский район   17  марта 2024г.  в основной школе села  Большой Умыс прошел праздник "Широкая Масленица».
Камешкирский район